filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

479 лет назад умер отец Ивана Грозного, Великий Князь Василий Третий.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b3/Vasili_III_of_Russia.jpg/280px-Vasili_III_of_Russia.jpg

Отец Ивана Грозного, Великий князь Василий Иванович или как его называли Василий Третий, являлся Великим князем Московским и всея Руси, сыном Ивана III и Софии -Палеолог. После смерти наследника - Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий Иванович. Он был назначен сперва великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 г. в возрасте 26 лет.

Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами - присоединение отдельных городов и областей, подчинение пограничных мелких князей, отстаивание интересов православия в Литовском государстве, в частности - защита сестры великого князя, королевы Елены, от посягательств на ее веру и признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя -"Государь всея Руси".

Великий князь Василий Третий внёс неоценимый вклад в историю России. 28 лет своего правления он потратил на объединения русских земель. Это он присоединил к Московскому княжеству Псковьскую Феодальную Республику, через войну с Литвой отобрал у литовцев Смоленск, выгнал удельных князей из Чернигово-Северной земли и подчинил их владения под начало Московского Великого Князя. Присоединил к Москве княжество Рязанское.

Василий Третий за годы своего правления территориально объединил русские земли под Москвой и создал единое многонациональное государство.

Отношения с Казанью были очень сложные.Князь предпринял три похода на Казань. Присоединить Казань ему не удалось, но положение смягчить он смог. Оставляя Казанскому Царству независимость, Московский Князь сам мог назначать Казанского Царя. При Василии III татарские царевичи продолжали поступать на московскую службу, получая обширные земли.

Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии, с Данией, Швецией, Турцией ( переговоры у Московского Князя завершились безрезультатно), с папой Римским  князь вёл переговоры об унии (объединении католиков и православных) и о  совместном крестьянском походе   против Турции . При Василии III начались первые сношения  Московского Княжества с Францией и прибыло в Москву посольство от одного из индусских государей, султана Бабура.

Василий Третий, первый русский правитель, который основал органы системы управления. Был создан Совещательный орган - БОЯРСКАЯ ДУМА. В неё входили 12 бояр и 12 окольничьих. Все были из аристократических семей. Гловой боярской думы был сам Великий Князь. В княжестве появилась государственная казна и казначеи, ставшей гос.канцелярией, которая руководила и внешней политикой княжества. При Князе Василии интенсивно стали строится каменные храмы.

По своему же нраву, князь  был жесток и не милостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество.Никто не смел осуждать поступков государя; если что явно было дурное за ним - подданные обязаны были лгать, говорить не то, что было, и хвалить то, что в душе порицали. Так, когда Василий, сам лично вовсе неспособный к войне, возвращался из похода с большой потерей, все должны были прославлять его победоносные подвиги и говорить, что он не потерял ни одного человека. Жизнь и имущество всех подданных находились в безотчетном распоряжении государя. Василий не стеснялся присваивать себе все, что ему нравилось.  Он не терпел ни малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли государя "ключником и постельничьим Божиим"; все, что ни делал государь, по их понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то прибавлялось в виде пословицы: "об этом ведает Бог да государь". Кроме того, князь Василий будучи Великим Князем, стал постоянно называть себя Русским Царём, хоть официально первым русским Царём станет его сын Иван Грозный.

Своим служилым людям он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья. Каждый должен был отправляться на службу, исполнять безропотно всякие поручения на собственный счет;

Князь своими указами запретил боярам кабалить вольных людей, содержать корчму, а мещанам разрешал рубить загородный лес.  Князь наложил на своих подданных пошлины: судную, мировую, брачную, стадную и убойную пошлины.


Вся законодательная и служебная власть принадлежала только Князю. Суд не мог приговорить ни кого к смертной казни без согласия самого Князя. Надо признаться, что к казням Князь прибегал крайне редко, но зато он первый разрешил применять в Московском княжестве допросы с пытками.

При князе Василии сохранялось рабство, рабами были дворовые , крепостные холопы и сельские, это были потомки купленных людей или военнопленных лишённых вольности. Однако раб признавался человеком и гражданином княжества, а потому ни кто не вправе был такого раба наказать кроме как государственного суда, а смертную казнь присудить мог только Великий Князь и ни кто больше. Таким образом над каждым жителям княжества не зависимо от сословия покровительствовал одинаковый единый закон из свода правил и это тоже заслуга Князя Василия.

Однако мирская власть князя наказывала и духовных людей, священников и монахов. Их приговаривал князь к порке кнутом и даже к виселицы. Это не нравилось Церкви и митрополитам, которые просили князя не судить духовных лиц мирским судом, но был дан ответ " Мы казним не священников , а негодяев!"

Вообще заметно, что Василий склонялся к сближению с Западом и к усвоению его обычаев . Папский двор, с большой надеждой на Василия, делал свои обычные попытки к присоединению русской церкви. При посредстве тевтонского магистра Альбрехта, папа Лев Х подделывался к Василию и внушал ему надежду на обладание Литвой и даже Константинополем. Папа изъявлял готовность дать Василию королевский титул, а  русского митрополита возвести в патриархи  (в то время как на Руси своего Патриарха ещё не было) и принять русскую с римскою так в единение церковь, чтобы отнюдь не умалять и не менять обычаев восточной церкви.  Но Князь не пошёл на один шаг Папы, отказался Папу принять в Москве и дело тут было вовсе не в вере, просто в то время закон Княжества не разрешал принимать иноземцев на русской земле. Однако предложения Папы были более сем заменчивы, Папа предлогал Князю военную помощь Европы против неверных, если православные на Руси зак лючат Союз с Папской Католической Церковью. Василий дал грамоту Папе с выражением самого дружеского расположения.

Василий изъявлял желание быть с папой в дружественном союзе, воевать вместе с христианскими государями против неверных, но ничего не говорил о вере - не изъявлял желания соединения, однако и не отвергал предложения и давал свободный пропуск на московскую землю подданным всех европейских христианских государей. Эта благосклонность к папскому престолу, как и вообще ко всему Западу, была поводом к тому, что католическое духовенство считало Василия сильно расположенным к унии, и  смотрело на эпоху Василия, как на время самое благоприятное и близкое к достижению заветных целей римского престола. Что пугало Польшу, которая не желала мира Папы с Московским княжеством боясь потерять своё  первенство перед Папой.


http://1.bp.blogspot.com/-ZH-nxBeCpfc/UT-Gcw6FX1I/AAAAAAAABxk/lIlP-29TzbM/s1600/%D1%81%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B02.jpg
Князь Василий женился в 27 лет, в год своего становления на Московский престол. Его женой стала Соломония Юрьевна Собурова. Прожив вместе 20 лет у Князя не было детей и этот факт его печалил, ведь Князю было уже 46 лет. Государь решил развестись с Соломонией. Повод к этому представлялся государственный: отсутствие прямого законного наследника угрожало смутами государству; но на самом деле Василию приглянулась другая женщина. Соломония уже видела, что государь не любит ее.

Государь созвал духовных и бояр и предложил им рассудить: следует ли ему развестись с Соломонией? Это было сказано с уверенностью, что все должны дать ответ, согласно с его желанием. Митрополит Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, успокоил совесть великого князя, сказав, что возьмет его грех па свою душу. Но тут против него поднялся инок Вассиан Косой, бывший князь Патрикеев. Он смело заявлял, что великий князь хочет совершить беззаконное и бессовестное дело. Его стал поддерживать другой духовный, известный, а ныне святой  Максим Грек.  В итоге митрополит Даниил
, который возглавляя на Руси Церковь,отличался приверженностью и раболепием перед светскими властями и жестокостью,предательски называет Вассиана и Максима людьми неправославными, желающими пагубы князю и княжеству и Князь Василий приказывает заключить их в темницу, а свою жену приказывает постричь в монахини и отправить в монастырь.

Когда великой княгине начали стричь волосы - она голосила и плакала; митрополит поднес ей монашеский кукуль; она вырвала его из рук, бросила на землю и стала топтать ногами.

Стоявший тут близкий советник Василия, Иван Шигона, ударил ее плетью и сказал: 'Так ты еще смеешь противиться воле государя и не слушать его повелений?"

"А ты, - сказала Соломония, - по какому праву смеешь бить меня?"

"По приказанию государя", - ответил ей Шигон.

"Свидетельствуюсь перед всеми, - громко сказала тогда Соломония, - что не желаю пострижения и на меня насильно надевают кукуль. Пусть Бог отомстит за такое оскорбление!"

Пострижение произошло в Москве в Рождественском девичьем монастыре. По русским известиям, постригал ее никольский игумен Давид, но, вероятно, в присутствии митрополита, как видно из Герберштейна. Оттуда ее отправили под именем Софьи в Покровский суздальский монастырь (где она прожила семнадцать лет и умерла в 1542 году).

В январе 1526 года великий князь женился на Елене Васильевне Глинской, дочери Василия, брата Михаила Глинского, тогда еще сидевшего в тюрьме за попытку бежать в Литву. Никакого выбора невесте в то время не было; это показывает, что Василий уже прежде решил жениться на Елене и потому развелся с прежнею женою.
Новая супруга Василия была Литвинка совсем другого воспитания и свойств, чем тогдашние русские женщины.
Была Елена при изумительной красоте умна, весела нравом и прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни… Ее отец и дядя были люди западных понятий. Михаил Глинский провел всю юность в Германии и Италии.

Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для нее свою бороду, а это по тогдашним понятиям было большим отклонением от обычаев не только с народной и государственной, но и с православной  точки зрения.Все стали говорить, что Русский Князь превратился в западного щеголя, который выщипывает волосы на лице, носит красные узкие сапоги и заподную одежду на пуговицах.

Свадьба была у князя просто очень шикарная.

В средней царской палате построено было возвышенное место, обтянутое бархатом и камками, с широкими изголовьями, на которых положено было по сороку соболей. Перед местом поставлен был стол, накрытый скатертью, с калачами и солью.
Невесту одевали в ее покоях. По присланному приказу великого князя невеста со своими слугами отправилась в среднюю палату. Перед нею несли свечи жениха и невесты и каравай, на котором лежали золотые монеты. Княгиню посадили на приготовленное место, а близ нее, на месте, которое должен был потом занять великий князь, посадили ее меньшую сестру Анастасию. Все боярыни сели на лавке, а на левой стороне от невесты стали несшие свечи и каравай.
Священник читал молитву; свечи с обручами, перевязанные соболями, зажигались богоявленской свечой. Жена тысяцкого расчесывала волосы жениху и невесте

Посидевши немного, великий князь отправился в церковь к венчанию со всеми своими боярами, а на месте, на котором он перед тем сидел, положил сорок соболей. За ним вслед отправилась Елена со всеми своими поезжанами в санях, а перед ее санями несли свечи и караваи. Венчание совершал в Успенском соборе сам митрополит Даниил. Когда после венчания новобрачным дали пить вино, великий князь бросил скляницу на землю, разбил и потоптал ногами. Никто не смел после того ступить ногой на эти стекла. После венчания митрополит, а за ним бояре, поздравляли новобрачных. Они возвращались тем же порядком порознь. Свечи и караваи унесены были к постели и поставлены у изголовья в кадь с пшеницею. Комната, где приготовлялась постель на тридевяти снопах, называлась «сенник», облекалась тканями и по четырем углам втыкались стрелы с сорока соболями на каждой, а под ними на лавках ставился пивной мед. Великий князь со своим поездом, на возвратном пути из церкви, объезжал монастыри, а потом посылал звать великую княгиню со всем ее поездом к столу. Конь, на котором ездил по монастырям великий князь, передавался конюшему. Последний должен был в продолжение всего стола и всей ночи ездить вокруг спальни с обнаженною саблей.
Во время стола ставили перед новобрачными жареную курицу. Дружка обвертывал ее скатертью и уносил в спальню. Это служило знаком, что великой княгине с поезжанами следует идти в спальню. За нею шел великий князь, и неслись иконы. У постели жена тысяцкого, одевши на себя две шубы, и верхнюю шерстью вверх, осыпала новобрачных. На другой день великий князь с особыми обрядами ходил в мыльню.

А желанная цель Василия - иметь наследника, не достигалась. Выло опасение, что и Елена будет также бесплодна, как Соломония. Великий князь вместе с нею беспрестаннo совершал путешествия по разным русским монастырям. В сопровождении новгородского владыки Макария, был oн у Тихвинской Божией матери, ездил по монастырям: в Переяславль, Ростов, Ярославль, в Спасов-Каменный монастырь на Кубенском озере, в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы вымаливать наследника.




Святой Пафнутий Боровский

Прошло таким образом четыре года с половиною, пока, наконец, царственная чета не прибегла в своих молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Только тогда Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов.Когда Князю был 51 год от роду, у него родился первенец Иоанн, будущий русский Царь Иван Васильевич "Грозный". 25 августа 1530 года Елена разрешилась от бремени сыном: и в час ее разрешения, как рассказывали, по русской земле прокатился страшный гром, молния блеснула, земля поколебалась! Новорожденный наречен был Иоанном в честь ближайшего ко времени его рождения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.  Через два года после рождения Ивана Елена родила другого сына, Юрия, который родился слабоумным.

Летом 1533 года отправился 54 летний Великий Князь Василий с женой и детьми к Троицкой обители, а оттуда на охоту в Волок Ламский, и тут постигла его болезнь: на левой ноге сделался у него подкожный нарыв.Князь сколько можно скрывал свою болезнь. Но потом, когда лучшие доктора Москвы не смогли выличить Князя, Великий князь решил ехать из Волока в Иосифов монастырь. Больного повезли в каптане (возке); с ним сели двое людей, которые переворачивали его с боку на бок. В монастыре у ворот встретил Василия игумен с братиею, с образами и свечами. Великого князя взяли под руки и повели в церковь, где уже ждала его великая княгиня с детьми. Василий слушал литургию, лежа на одре, на паперти церковной.

Великому князю становилось все хуже, и стал он думать с боярами, как бы ему приехать тайком в Москву, так как там было много иноземцев и послов. Наконец доехали они до Москвы. Великий князь велел призвать всех своих бояр, стал говорить им о своем малолетнем сыне Иване, о том, как строиться царству после него; и тут же приказал своим дьякам писать новую духовную. В это время съехались и братья его. Василий поручал им великую княгиню и детей, напоминая им крестное целование, и приказывал служить верно сыну его, «неподвижно», как ему служили.

  Василий между тем испытывал страшные мучения: рана его воспалилась; от нее шел сильный смрад, рана истекала гноем Боязнь за будущность сына усиливала его мучения. А доктор Николай Булов признал, что медицина бессильна спасти Князя от болезни. Князь принял известие мужественно, сказав, что теперь хочет позаботится о своей душе. Василий начал готовиться к смерти, причастился Св. Тайн. К нему приехал троицкий игумен Иосаф, князь попросил у него заботится о своей жене и детях.

К князю принесли детей, он благословил их крестом.Супругу Елену Васильевну вели под руки, она рыдала и теряла сознания от мысли, что её супруг Князь вызывает её проститься с ним.

Тут великий князь сделал еще некоторые посмертные распоряжения, и, наконец, призвав к себе митрополита Даниила и владыку коломенского Вассиана, сказал им: "Видите сами, изнемог и к концу приблизился, а желание мое давно было постричься: постригите меня в монахи". Митрополит Даниил и боярин Михайло Юрьевич похвалили его за намерение, но некоторые из бояр стали отговаривать великого князя, напоминая, что не все великие князья преставились в чернецах, и сам святой князь Владимир киевский умер не в чернецах. И был между ними большой спор у одра умирающего князя. Дело доходило почти до драки, противники не хотели видеть и хоронить князя-монаха, старались отобрать мантию..  Василий стоял на своем. Над ним совершили обряд пострижения. Когда обряд заканчивался, Василий отошел в вечность.

Это случилось  4 декабря 1534 года, от заражения крови.


http://www.rulex.ru/portret/03-004.jpg
Супруга Елена видя идущих к ней митрополита, Васильевых братьев и бояр, упала на землю как мертвая и, пролежавши два часа, насилу очнулась. Троицкий игумен Иосаф и старцы Иосифова монастыря наряжали усопшего: расчесали ему бороду, подостлали под него черную тафтяную постель, положили тело на одре, начали над усопшим служить заутреню, часы и каноны, как делалось при живом. Приходило к нему прощаться много народу: и боярские дети, и княжата, и гости, и другие люди, и был плач великий. Наконец, митрополит велел звонить в большой колокол. Троицкие и иосифовские старцы понесли тело великого князя на головах в переднюю избу, а оттуда на крыльцо и вынесли на площадь. Дети боярские вынесли великую княгиню Елену из ее хором в санях; позади шли князья Василий и Иван Шуйские, Михайло Львович Глинский. Василия схоронили прямо в день его смерти, возле отца, в каменном гробу, в Архангельском соборе.


Гроб князя Василия Третьего

Княжество перешло к 3 летнему сыну, Ивану Грозному!
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author