filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Образ Великого князя Василия Третьего и нравы Руси 1505-1533 годов

http://lib.rus.ec/cover/404890

Василий III — глядит на нас со своего портрета, древнейшей русской парсуны, достоверного лицевого изображения. Мы видим умное (даже скорее хитрое), волевое лицо человека. Оно покрыто глубокими морщинами, что свидетельствует: великий князь много повидал на своем веку и принимал неприятные решения. В то же время в его глазах застыли решительность и твердость, уверенность в своем праве и своей правоте. Это человек с идеалами и принципами — недаром он с благоговением взирает на изображенного на той же парсуне своего небесного покровителя, святого Василия Великого. Изображение Василия III уникально, а история его появления загадочна. В нем слишком много необычного. Бросается в глаза удивительное портретное сходство Василия III со скульптурными портретами его матери — Софьи Палеолог, и сына — Ивана Грозного. У всех трех присутствует фамильный, очень характерный крючковатый «палеологовский» нос.Этот портрет считается, первым достоверным портретом  российских правителей.

Воздух русского города не делал человека свободным, как это было в Европе. Именно по облику городов Московской Руси наиболее отчетливо видно, насколько в XVI веке Россия была далека от Европы.
В первой трети XVI века в России насчитывалось около 160 городов.Собственно жилой дом с хозяйственными постройками, стоявший на посаде, во время масштабной осады города часто погибал. Посад нередко сжигали сами жители — чтобы у супостата не было возможности укрываться за строениями и ему нельзя было бы найти стройматериалы для постройки осадных укреплений, орудий и т. д. Эта печать судьбы накладывала серьезный отпечаток на менталитет русского горожанина — сколько раз за свою жизнь ему приходилось начинать все сначала и при этом благодарить Бога, что в осадном дворе спаслась семья, прихватив с собой самое необходимое барахлишко! «Суседи» вместе строили приходские храмы, общие бани, имели общие для нескольких посадских дворов осадные дворы внутри крепости, видимо, помогали друг другу при налогообложении или в голодное время. Это были настоящие неофициальные корпорации горожан, в которых понятия «сообща», «единство», «взаимовыручка» не были пустым звуком. Иначе было не выжить, не построить дом после разорительного татарского набега, не накормить в бескормицу голодных детей, не обустроить, в конце концов, по-христиански собственный быт. Сколько народу жило в городах? Мы не имеем точных сведений о количестве населения и можем его рассчитать весьма приблизительно. По подсчетам ученых, в городах на тысячу мужчин приходилось 1633 женщины и 633 ребенка
при этом в ста дворах в среднем жило 120–180 мужчин и 190–280 женщин. Считается, что всего в городах жило до 300–350 тысяч человек. Крупнейшим центром являлась Москва (около 100 тысяч жителей), вторым по величине — Великий Новгород (около 26 тысяч)


Государь любил вставать очень рано. Одеваться и совершать утренний туалет (причесывание, умывание) ему помогал постельничий. После чего государь проходил в молельную комнату. Там его встречали духовник, священник и дьяк для совершения службы, государя окропляли освященной водой из праздничных сосудов. После чего следовало чтение дьяком вслух фрагмента из книги «Златоуст» — какого-либо церковного поучения. После этого государь направлялся в покой к жене и встречался с ней в передней или столовой. Вместе они шли в один из кремлевских храмов слушать заутреню. Вернувшись, монарх мог заняться первыми делами: принять доклады от людей в передней, провести какие-то встречи или небольшие заседания с прибывшими во дворец боярами и т. д. Как правило, после этого вместе с боярами и другими спутниками он либо шел к обедне в одну из придворных церквей, либо торжественно выезжал в какой-то московский храм, если случался какой-либо церковный праздник. По возвращении во дворец государь занимался решением текущих дел, принимал людей, разбирал бумаги, принимал иностранных послов и т. д. После этого следовал обед. В обычные дни государь ел один, и довольно простую пищу. При этом он неукоснительно соблюдал все посты, понимая, сколько глаз подданных на него смотрят, — православный царь по своему положению просто обязан был ревностно и истово соблюдать все обряды и церковные правила, чтобы никто не мог усомниться в его высоком статусе и примере для других христиан. После обеда государь спал, затем выходил к вечерней службе — и, если в государстве не случалось дел, требующих его вмешательства, от вечерней службы до ужина было его семейное время, время общения с женой, детьми, домочадцами и т. д. День заканчивался молитвой в молельной комнате и отходом ко сну с помощью того же постельничего. Это — стандартный кремлевский день.   Российские монархи в то время не проводили время в увеселениях, как некоторые их потомки, — для этого просто не было возможностей. Они служили Богу, и их службой Богу была забота о вверенной Господом стране и христианском люде. Таким был и Василий III. Собственно развлечений у государя было не так и много. Василий III любил охоту и то, что мы бы назвали «загородными поездками». Особенно во второй половине правления он с удовольствием на один-два месяца покидал Москву, ездил по монастырям или жил в дальних резиденциях.

Князь в хорошем настроении ехал на белом коне, в белой одежде с золотыми вышивками и предводил своей охотой…В  начале охоты гончие собаки отправляются в лес, чтобы преследовать добычу. Выбегает столько лисиц и зайцев, что борзые не знают, кого им преследовать. За один час было собрано 80 лисиц и зайцев, и князь отдает приказ закончить охоту… Неподалеку находятся искусственно устроенные пруды, в которых множество уток, гусей и других птиц. Князь собственноручно выпускает кречетов и других хищных птиц, которые устремляются на добычу. И в данном случае добыча значительная: более 70 уток за очень короткое время. Затем все направляются пировать в соседнюю усадьбу, состоящую из нескольких деревянных построек, очень красивых, находящихся посреди парков и садов… Князь расположился на золотой кафедре, ноги его отдыхают на скамеечке. Около него скамейки, покрытые коврами… Подают арбузы и дыни, яблоки, разные яства и, конечно, пьют много медовухи»

Сохранилось три письма князя Василия, правда написаны они под диктовку, не собственноручно князем,  Василий благодарил жену за описание цвета мочи второго сына, Юрия, просил сообщать, что кушают дети, как здоровье матери, рассказывал о том, как у него болят зубы. Характерно, что Василий III, узнав о болезни сына, просит жену не обратиться к врачу, а поспрашивать мамок-бабок, других придворных женщин, рожавших младенцев. Где же государев лекарь? Он не фигурирует ни в одном из писем. Видимо, такой должности еще не существовало .

А как же в начале XVI века лечился русский монарх? А так же, как и все остальные: молитвой, баней, народными снадобьями. Так, сын Василия III Иван Грозный лечился от зубной боли прикладыванием к щеке зуба святого Антипия, окованного серебром. Зуб хранился в его личной молельной комнате, стало быть, бывал часто востребован… Когда у Василия III в 1533 году открылась на бедре рана, его лечили прикладыванием к ней печеного лука и смешанной с медом пшеничной муки. Все, к чему привели подобные меры, — воспаление и летальный исход.


К грехам времён Василия Третьего на  первом месте стоял блуд (разнообразные прегрешения в половой сфере), затем татьба (воровство), грабеж могил, разбой, душегубство, осуждение других, несправедливый гнев, клевета, хула, ложь, зависть и прочие «скверные помышления», ссора с другом, которая не закончилась примирением, лукавство, лень, тщеславие, жадность, сребролюбие, насилие, немилосердие, языческие верования («к волхвам ходишь»), нарушение клятвы или неправедная клятва (особенно «именем Господним»), неправедный суд за взятку. Прегрешением было при передаче исказить смысл слов князя. Знание лекарственных трав и зелий приравнивалось к «отравам бесовским» и также запрещалось. также относились злословие в адрес родителей и церкви (а также болтовня и смех в церкви во время службы). Нельзя было бить священника и монаха и выгонять его из своего дома. Порицались опоздание на церковную службу или тем более ее пропуск без уважительной причины. Само собой, жестко порицалось недержание постов. Отдельно выделялось такое прегрешение, как напиваться «до блевотины» (или «до беспамятства»), чревоугодие, объедение, веселые пиры с плясками и гуслями (как и вообще скоморошьи песни и игра на музыкальных инструментах). К числу экзотических грехов относились «помочиться на восток», «смех до слез», мазание калом или обливание мочой одежды окружающих из неприязненных побуждений, питье взрослыми женского молока, потребление в пищу мяса медведя и бобра, умывание молоком и медом с целью кого-нибудь потом напоить оскверненным напитком. Надлежало каяться в толковании снов, в нанесении ударов по лицу, плевании в лицо, рот и нос. Убийство наказывалось епитимьей до пяти лет, но примечательно, что в некоторых списках убийство в бою, на войне тоже считалось грехом, достойным церковного наказания. То же касалось случайного убийства разбойника или вора — за них надо было нести покаяние.

Интересно, что на фоне перечня этих грехов, сам Князь Василий не был безгрешен.  Он сам собственноручно дважды выбирал главу Русской Православной Церкви, ставь по идее первым правителем на Руси, который Церковь подчинил светской власти, сделав главу Церкви своим подчинённым и посадив в митрополиты нужного себе человека без одобрения самой Церкви, что ранее считалось невозможным. Когда митрополит Варлаам не подчинялся в некоторых вопросах князю, князь не только сам снял его с митрополитов, но и посадил на цепь в темницу, поставив в митрополиты себе угодного священника. Этот священник став митрополитом Даниилом раболебствуя служил князю. И если ранее он был великим постником, то со временем при князе этому митрополиту стали чужды все посты и христианская скромность до такой степени, что выходя на народ в пост он серой окуривал своё красное лицо чтобы казаться бледным.
Кроме того, Василий Третий стал первым правителем России, который вопреки церковным канонам развёлся с женой. До сих пор разводов не было даже у простого народа, а тут развёлся сам правитель. Церковь и не только русская, но и Восточные осудили князя, так как  бесплодие в Церкви считалось волей Бога и не предусматривалось развода за бесплодие княгини. Однако митрополит Даниил разрешил развод сказав, что берёт на себя грех князя. при этом жену НАСИЛЬНО постригли в монахини и сослали в монастырь, а вскоре Князя обвенчали на другой. Для Москвы и русского народа такой поступок князя был соблазном к массовым разводам и  откровенно к блуду. Митрополит с князем согрешили дважды, разводом и насильным постригом, что канонами Церкви недопустимо. А потому когда от второй жены родился Иван Грозный и впоследствии стал диктатором в своём народе, народ шептался, что такой государь достался русскому народу из-за грехов его отца, князя Василия! Ну а когда князь чтобы понравится новой жене сбрил бороду и одел европейскую одежду на пуговицах, народ стал открыто говорить "У нас больше нет князя, Москва осталась без правителя", так как даже простому мужику сбрить бороду считалось страшным поступком, безбородый не мог унаследовать рай после смерти, а тут бороду сбривает не молодой уже князь!  Видя обмоложенного князя, боярам становилось плохо, Русь такого ещё не знала. Сказать слово против князя , значило попасть в темницу, могли выпороть кнутом на площади, бывало отрезали языки, а то и на плахе отрубали голову. Следует признать, что наказания и смертные приговоры князю радости не доставляли, а потому он этим не усердствовал. Князь любил похвалу. В своём нраве он был очень строг. Известны случаи, что если на пути князю встречалась девушка и князь мог остановится и посмотреть на эту девушку, то девушка в трепете и страхе подкосив ноги падала в обморок. По России князь передвигался в позолоченной карете. Известно, что князь любил выпить  наливку. И бывало так упивался, что падал грудью на стол и засыпал. И тут было интересно то, что после того, как князь уснёт за столом, ни кто не мог ни шептаться, ни даже шевелится, до тех пор пока не проснётся князь, чтобы не помешать ему сну, а князь так спал часа три.

Был ли на Руси блуд во времена князя Василия? На этот вопрос нам может ответить список грехов, которые митрополит обозначил священникам спрашивать у исповедающихся в первую очередь. Главный круг вопросов, которые задавали при исповеди, касался проблемы телесной чистоты. Прежде всего интересовались, каким образом прихожанин лишился девственности: было это в законном браке или нет и естественным или противоестественным путем. Дальше шли вопросы, со сколькими женщинами он спал, были ли это чьи-то жены, или вдовы, или блудницы, или принужденные силою рабыни, или — самое тяжкое — монахини. Следующий ряд вопросов был посвящен гомосексуальным связям. Пассивный грех считался менее тяжким, активная роль — бблыним согрешением, а хуже всего было сочетание этих ролей. Затем шли вопросы о половых сношениях с животными и о мастурбации («ручной грех»), которая разделялась на самоублажение и использование для этого чужих рук, что еще хуже, потому что грешат двое. Здесь в одном из списков  . Видимо, развлечения при княжеском дворе иногда приобретали своеобразный характер…
Вслед за этим исповедник начинал спрашивать, имел ли прихожанин половые сношения с родственниками, очень подробно перечисляя всю родню от братьев и сестер до родителей и их родственников. Следующим согрешением считалась связь с женой, «как с мужчиной» (анальный и оральный секс). Причем если жене нравилось, наказание было втрое большим (три года епитимьи против одного года, если муж заставил жену).   Что же касается запретов на оральный, анальный секс, мастурбацию, гомосексуализм, то они запрещались, так как отрицался любой вид сексуальной связи, ставящий своей целью греховное ублажение плоти, но не деторождение. Можно было только с женой, только в разрешенные церковью дни и только для зачатия ребенка. Все остальное являлось грехом. Даже «…язык в рот втыкать жене» и просто спать голым считалось грехом.
Нельзя было иметь половую связь в субботу вечером и в святые праздники, в среду и пятницу. Не подобало кусать и хватать женщин и мужчин за груди и половые органы. Церковному наказанию подлежал также человек, не умывшийся после сношения и грязными руками берущий еду и питье. Половым преступлением считалось наступить кому-то на ногу (видимо, форма заигрывания в той же церкви между прихожанами и прихожанками, стоявшими толпой во время службы). Сюда же относилось подмигивание. Грехом было посещение «сонмища», где собирались «блудные бабы», причем не важно, было ли результативным это посещение. Запрещалось иметь половую связь с пьяной собственной женой, надо было подождать, пока она протрезвеет. Особо запрещались половые связи с иноверцами.
Развод был разрешен, но за второй брак прихожанин уже нес церковное наказание, а в случае третьего брака он нес пятилетнюю епитимью, причем ему запрещалось во время службы заходить в храм, он должен был стоять «у церкви».

Можно ли как-то увязать эти тексты с нравственным обликом Василия III? Вопрос довольно сложный.

Как представляется, Великий Князь имел исключительно гомосексуальную ориентацию. Он заточил в монастырь свою первую жену, Соломонию Сабурову, когда у нее после 20 лет супружества не было детей, скорее всего по вине мужа. После этого Василий женился на княжне Елене Глинской, но исполнить с ней свои супружеские обязанности он мог только при условии, что к ним присоединялся в раздетом виде один из офицеров его стражи. Елена этому противилась, но не из моральных соображений, как можно было бы думать, но из опасения, что в случае разглашения на ее детей может пасть подозрение в незаконнорожденности. Оба не желали пойти друг другу навстречу.
Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Русь в период правления Василия III в качестве посла Священной Римской империи, отмечает в своей книге "Записки о московских делах", что мужской гомосексуализм распространен во всех социальных слоях.


Старец Филофей из Трехсвятского монастыря в Пскове умолял великого князя Василия Ивановича искоренить из своего православного царства горький плевел содомии. Преподобный считал необходимым писать об этом правителю Русского государства потому, что порок принял широчайший размах. О том же говорят и другие источники. В сочинениях митрополита Даниила (XVI в.) содержится множество обличении против половой невоздержанности его современников, и в том числе обличение содомии. Протестуя против обычая многих мужчин румяниться и выщипывать волосы из бороды и усов, Даниил дает понять, что это делается с определенными нечистыми намерениями. По словам Даниила, в то время в стране господствовали грубые чувственные пороки.



Известно, что у князя было двое сыновей, оба родились, когда князю было за 50 лет, Иоанн (Грозный) и Юрий. Дети родились от второй жены ,Елены. С первой женой князь прожил 20 лет и развёлся по официальной прине из-за бесплодства княгини, насильно приказав подстричь её в монахини и отправить в монастырь. У Елены  было узкое, вытянутое лицо с узким, резко выступающим прямым носом и высоким переносьем. Подбородок выступающий, волевой. Она была высокой по тем временам женщиной (162–165 сантиметров). Единственное, что слегка портило облик невесты, — состояние передних зубов. Резцы находили один на другой, зубы росли криво и с промежутками между ними. То есть улыбаться открытым ртом на публике Елене категорически не рекомендовалось. В то же время в сочетании с обликом девочки-подростка такие зубы могли придавать дополнительный шарм, трогательность и беззащитность… На пятидесятилетнего князя это весьма действует.

Князь Василий жил в Кремле Москвы рядом с усыпальницей своих предков и церковных иерархов. Кроме кремлевского, у Василия III были так называемые путевые дворцы — специальные дома, в которых он останавливался на выездах из столицы. Предполагают, что остатки такого дворца в сильно перестроенном виде сохранились в фундаментах здания по Старой Басманной улице. В начале XVI века это было уже за пределами Москвы. Деревянный дворец на каменном фундаменте был у Василия III в подмосковном селе Воробьеве (ныне на Воробьевых горах стоит Московский государственный университет). Какие-то дворцовые загородные постройки, видимо, имелись и в Коломенском.
Несколько комнат образовывали постельные покои государя. Самая дальняя из них была собственно спальней, ложницей. Здесь главной была кровать — спальное место под кровом, шатром-балдахином. Взору лежащего навзничь государя открывалась украшенная вышивкой и драгоценными вставками внутренность шатра — этот «потолок» назывался небом.
Кровати имели несколько тюфяков в наматрасниках, взголовье (длинная подушка во всю ширину постели), несколько более мелких подушек, несколько вариантов одеял, простыней. Всё — из пуха, шерсти, лучших тканей. Вокруг кровати лежали ковры; рядом стояла колодка — специальная приступка, чтобы на это пышное сооружение, которое и постелью-то язык назвать не поворачивается, государю было бы легче залезать.
В спальных покоях стоял поклонный крест, который должен был во сне отгонять от государя бесов. И хранилось государево нижнее белье — белая казна: сорочки, порты, полотенца, ширинки, пояса верхние и нижние, утиральники и т. д. Их очень берегли, так как считалось, что через белье проще всего навести порчу на государя. Поэтому контроль был просто маниакальный:   из-за случайно обнаруженной малейшей дырочки могло быть возбуждено целое следствие, нет ли тут какого умысла, колдовства или порчи.
Рядом с постельной комнатой находилось небольшое молельное помещение, увешанное образами.
Рядом с молельной находилось что-то вроде личного кабинета — комнаты. Василия III современники упрекали в том, что он не желает советоваться с боярами, а все дела решает с кругом избранных советников «у постели» — скорее всего, имелись в виду заседания в узком кругу в этой самой комнате.
Самая первая комната при входе в постельные покои именовалась передней. Она исполняла функции личной приемной государя по срочным вопросам. В ней располагались царское место (трон) и по периметру стен — лавки для гостей. Перед ней — теплые сени, использовавшиеся для всяких повседневных нужд, складывания одежды, рухляди и т. д. На сенях нередко встречали приглашенных к великому князю лиц.
Отдельно от государевых покоев ставились покои великой княгини, которые структурно были похожи.
Великому князю Василию Третьиму  русская история не отводит большого места. Прежде всего он жил в период между двух Иванов, отца своего князя Ивана Третьего и сына своего, Царя Ивана Четвёртого (Грозного). Отец и сын нашли великое место в русской истории и собой затмили Василия Третьего. Василий лишь считался продолжателем дел своего отца, царство его протекало тихо и без потрясений. Из больших плюсов, приписанных историей Василию Третьему, считается возвращение Смоленска России. Город находящийся много лет под Литвой вернулся в Россию. из минусов царствования, можно назвать, что Василий потерял то влияние на Казанское Царство, которого добился для России его отец князь Иван Третий.
А впрочем Василий стал известен, как последний собиратель русских земель  для создания государства Российского, прославился вмешательством в дела Церкви, шумным разводом и бритьём бороды,  склонностью к Западу и переговорам с Папой главой Католической Церкви о Унии, что скорее всего было шагом только лишь дипломатии, именно при нём Россия обрела известность на Западе и западные послы и путешественники смогли посетить Россию, при нём появились новые признаки подъёма русской культуры, возобновилось каменное строительство.
Именно Василий Третий мог стать первым русским Царём и неофициально он и называл не только сам себя Царём, но так его называли и немцы и греки. Однако официально по неизвестным причинам, титула Царя он не удостоился.

Без сомнения в нашей истории память о Василии Третьем сохранилась, как более о положительном правителе, чем отрицательном, хоть место в истории ему отведено очень мало за его 28 лет царствования.

Ну и в заключении не лишне заметить, что в Царствовании Ивана Грозного рассматривался вопрос канонизации Василия в лике святых. Но Церковь отказалась рассматривать этот вопрос, так как после смерти на тот момент прошло мало времени, да и Царь подавший ходатайство был ни кто иной, как сын князя Василия, а как тогда замечали епископы, в истории Церкви сын ещё ни когда не канонизировал своего отца!

Биографический материал о Князе Василии читайте здесь http://filaretuos.livejournal.com/85572.html

http://norvegino.ixbb.ru/uploads/0007/5b/38/23943-1-f.jpg
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author