filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Святой Афанасий затворник Печорский и мои размышления (слово на 15.12.2013) .

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Saint_Athanasius_the_Recluse_of_Kyiv_Caves.jpg/174px-Saint_Athanasius_the_Recluse_of_Kyiv_Caves.jpg?uselang=ru
Сегодня 15 декабря, день памяти преподобного Афанасия, затворника Киево-Печерского
Жил святой в середине 12 века и мало что известно о его жизни.

Предание рассказывает,  что Афанасий был монахом Киевской Лавры, монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но почему-то монахи к нему испытывали небрежение, и в этом небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Ночью игумену было видение и некто сказал ему — «Человек Божий этот второй день лежит непогребённым, а ты веселишься». Тут надо пояснить, что даже в 15 веке на Руси хоронили покойников в день смерти, это уже 16-17 век, когда стало традицией хоронить на третий день.  Придя в келью игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся Афанасий ответил: Если и расскажу, то не поверите. Но во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, и пречистой его Матери, и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере, со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чём, и молю вас простить меня.


После этих слов он ушёл в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребён в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря.

Это всё было в 12 веке, сегодня 21 век и все эти годы любой человек может прибыть в Лавру Киева, где жил Афанасий, увидеть во гробе этого великого христианского подвижника и помолиться  у гроба. Я 4 раза посещал святые пещеры и подходил ко гробу святого Афанасия.

На фото внизу можно видеть Афанасия лежащего во гробе.

http://wilstar.orthodox.ru/extimages/p_afanasy_bp.jpg

Однажды в Киевской Лавре жил монах Вавила и у него сильно болели ноги. Монах перестал ходить. И в одну ночь когда он лежал и плакал от боли к нему в келью в видении явился Святой Афанасий и сказал "Приди ко мне , к моему гробу и я тебя исцелю". И видение исчезло. Монахи буквально довели Вавилу до гробницы Афанасия, Вавила буквально упал сверху на этот гроб, обнял его и со слезами молился прося вылечить ему ноги. Вавила встал и ушёл на своих ногах от гробницы и ноги его больше не болели.

Сегодня наукой доказано много случаев, когда доктора констатировали смерть человека, но человек оживал, а потому в истории Святого Афанасия было бы даже глупо сомневаться, что такое могло быть.
Что же такого увидел Афанасий, что кардинально сменил жизнь и лишился даже на 12 летний затвор и полное одиночество. Святой Афанасий ни кому не рассказал, что он там видел, он увидел такое, что знал, люди этому не поверят.


У духовных людей и сегодня есть видения Ангелов, Божей Матери... но если это рассказывать другим, то правда,общество после этого отнесётся к такому человеку как к "шизику". Но должно быть, пока тело его было мертво на земле, дух увидел нечто такое, что Афанасия уже ни чего земное не интересовало. И чтобы спастись другим монахам, он сказал, слушайте духовного начальника (игумена), постоянно кайтесь в грехах и молитесь Христу, Богородицы и указал святых основателей Лавры. Я считаю, что Афанасий этот рецепт спасения даёт и всем нам, чтобы и мы  слушали пастырей, каялись и молились, и при этом не возносились перед всеми другими.

Кто-то скажет, что мол ну мы же не монахи! А где сказано, что в христианстве что-то разделено для мирских и монахов. Монахи, это только пример людям, а монастыри, это пример обществу жить по-христиански. И всё, что писано для христианина, это одинаково писано и для монаха и для мирских людей.

Как-то можно слышать, что человеческое предназначение, это растить детей в семье. Но на самом деле, СПАСАТЬ СВОЮ ДУШУ. Легче всего спасать в монастыре, труднее в миру. Человек семейный должен спасать свою душу и наставить на спасение души ребёнка за которого в ответе. Какое счастье иметь богатство и семью, если этим губишь, а не спасаешь себя?

Сегодня Церковь выходит в народ, совершает молебны на улицах, работает на массовость, Патриарх уходит не то в бизнес, не то в политику для привлечения масс и денег. Но  Церковь не должна заботится о массах и другие люди не должны заботится о спасении душ соседей и друзей. Человека надо не тянуть к себе, а надо дождаться чтобы человек пришёл ко Христу сам. Не надо заботится о ком-то, не надо делать выводы кто спасётся и у кого есть , а у кого нет благодать. Всё что человеку надо, это забота только о СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ душе.

Святого Афанасия тоже  даже монахи окружающие его не воспринимали. В итоге даже не кому было похоронить по человечески его. Но Господь сделал так, что именно он стал святым, именно на нём оказалось больше благодати. И Афанасий ни кого не призывал ко Христу, он не наставлял, не учил, а просто заботился о спасении своей души в полном безмолвии, и 12 летним уединении не только от мира, но и от своих братьев-монахов и достиг великой благодати, которую мы и сегодня можем созерцать через его нетленные мощи. Вот пример того, что надо смотреть не на окружающих, кто прав и кто нет, а смотреть надо на самого себя и приближать к Богу прежде всего себя.

Сегодня как раз на литургии мы читали Евангелие, когда один очень богатый молодой человек встретил Иисуса Христа и спросил, как ему спасти душу. И Господь ответил, чтобы юноша жил по заповедям Его, не воровал, не убивал, почитал отца и мать. И юноша ответил, что он так и живёт практически с рождения, может ещё что-то есть особое для спасения души? И Христос сказал , да есть... "Оставь всё земное и иди за мной ", как апостолы Андрей, Пётр, Иоанн и другие.... И вот тут юноша отошёл от Христа. Почему? А как же дом, как же богатство нажитое? И вот в богатстве оказалась загвоздка, оно и помешало войти в Царство небесное.

Легко ли оставить всё? Очень легко, если есть вера и цель спастись. У многих людей эта цель появляется в разном возрасте.  Однажды мне очень богатый человек подарил толстый золотой браслет. Он лежал и я не знал что с ним делать. Одевать...куда? Просто смотреть на него? И вот я оказался в одном доме в гостях, это было католическое Рождество. И там был мальчик, живущий у тёти, сирота, дома своего нет, жалкий ребёнок и он говорит "А у меня сегодня как у Христа День рождения!". Я думаю, ну что же ему такого подарить, у меня даже копеек (латиков) нет с собой. Я не долго думая снимая с руки золотой браслет, одеваю ему и говорю "С Днём рождения тебя!"  И это не потому, что у меня были ещё такие штуки или я мог бы позволить себе купить. НИ-КОГ-ДА!!!! Я бы разорился если бы хотя бы пол браслета купил! Взрослые думали, что я с ума сошёл, они остолбенели. И у меня мелькнула мысль "Вот болван, что же я сделал!". Мальчик вытаращив глаза и говорит "Я не могу это принять, это очень дорогой подарок , возьмите назад!" А у меня уже мысль "Интересно, смогу ли не взять? Готов ли я правда вот сейчас отказаться от этого богатства?" и говорю "Не обижай меня, я подарил и назад не возьму!" И я шёл домой и мне было так радостно и легко на душе, что я свободен от этой красивой "цацки" с которой не знал что делать, что наконец она у того которому она нужнее, что я сделал человеку приятно!" И я понял, что отдать, это легко и приятно, и даже полезно для себя.

Вы скажите, так отдай компьютер, деньги, квартиру... Пути господни не исповедимы. может внутри себя хочу и это, но не совсем готов. Наверное не достиг ещё того порога, ещё далёк от Афанасия чтобы питаться водой и хлебом через день. В богатстве нет греха, если оно служит на благо другим. Если я имею тот же компьютер и он помогает мне узнавать святые места, общаться с друзьями на духовные темы, значит он помогает мне духовно развиваться и узнавая самому делиться с другими для познания и кругозора.  У миллионеров тоже грехи не в миллионах и вопрос не в деньгах, а как и куда они используются и работают или на дела греха или на дело помощи, духовности или какие-то благие дела, даже саморазвития, самопознания. Если человек духовно через свои вещи развивается, то это же прекрасно.

Хотя конечно, проходит какое-то время и происходят переоценки ценностей, так например в 40 лет стало безразлично, без чего в 16-20 лет жизнь не представлял. И причина не в возрасте, а с осознанием через духовность, что это не нужно, что это привязанность, что я раб этого не спасающего душу, что  это работит меня и портит, всё не для пользы души, что это страсть. Жаль бывает выбросить и расстаться, но потом очень легко с осознания, что Я СВОБОДЕН И НЕ ЗАВИШУ ОТ ТОЙ ВЕЩИ! вещи которая не может принести духовной ни какой пользы. Ну например какие-то там коллекции спортивных программ, которые собирал 30 лет и сказал...СТОП...ЗАЧЕМ?

Но есть ещё один факт. Когда в затворе находился Святой Афанасий, ему кто-то носил тот же хлеб и вода к нему в келью по трубопроводу не текла. А значит многое зависит от христианского общества. Вот почему легко в монастыре, когда все одной идеи служат и помогают друг другу и плохо в миру, где на тебя смотрят как на странного выжившего из ума. Когда я отдавал золотой браслет свой я видел в глазах взрослых такую зависть и печаль, мол "Ненормальный, кому даёшь...вот мне бы!!!" И вот такому обществу если всё просто отдашь, то ни кто не принесёт ни хлеба, ни воды...скорее ноги протянешь. А потому сегодня живём так, что вот себе и не просто взять, а ещё бы украсть, обмануть. А если ты отдал вещь дорогую просто так, то ты дурак. А ведь христианское общество, оно другое, без зла и зависти.


Апостол Павел в сегодняшнем дне чтения апостольских к Колосеем говорит нам:  Умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, идолослужение... гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, не говорите лжи...пусть будет Христос во всех и во всём!

И это говорю не я, это пишет апостол Павел в Библии. Может это всё трудно и сразу невозможно выполнить из-за наших слабостей и привычек, но к этому нужно стремиться. Стремиться быть лучше. И в то же время надо быть готовым к тому, что общество оно не такое вот как пишет апостол Павел, не такое каким хочу быть я, а потому надо быть готовым к непониманию, осмеянию, осуждению, порой оскорблению. Но до всего этого нам не должно быть дело, это их грех, а у нас слова апостола Павла. Чтобы мы могли сказать подобно апостолу: "Уже не я живу, а Христос во мне!".

Я не вас учу, я этому сам учусь! Я сам не совершенен, но я стремлюсь и хочу, а главное иметь желание и стремление.  Мы должны слова апостола Павла воспринять как своё собственное завещание, чтобы Христос был нашей жизнью. Эти слова я хочу исполнить сам, и эти слова я хочу донести до Вас, не переубедить, не воспитать, а донести до вас,
чтобы вы все сделали СВОЙ ВЫБОР. Спросите, а исполняю ли я то  к чему призываю. Я стараюсь. Я стараюсь жить по совести . Но каждый должен смотреть только на себя, а другой он ответит за себя сам. Потому и вам желаю жить по совести без осуждения других, ищите грехи только в себе. Внутри себя! И как сказал Господь "Невозможное для человека возможно Богу". Как с примером святого Афанасия, которого люди , даже монахи, не могли представить  святым, которого похоронить было некому, но для Бога стало возможно вопреки всему пониманию людей, сделать и прославить Афанасия святым.

С праздником Святого преподобного отца Афанасия. Земного всем Вам желаю благоденствия, телесного здравия и душевного спокойствия.
А теперь помолимся  святому Афанасию:
Преподобный отец наш Афанасий, моли Бога о мне грешном, да дарует мне покаяние во днях жизни моей, да всегда буду плакать о грехах  моих. Аминь
=====================
и.Филарет Романов.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author