filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Иисус Христос , портрет на человека


В 30 летнем возрасте
Иисус Христос вышел  к людям с проповедью. Почему именно в 30 лет? По Иудейскому закону до 30 лет человек не мог идти на общественное служение и не мог быть в силу своего молодого возраста учительствовать и наставлять. Именно потому Христос вышел с проповедью когда ему исполнилось 30 лет.
Господь по иудейскому обычаю носил бороду, а как назорей носил длинные волосы.  Назореи - это жители города Назарета дававшие клятву служить Богу, они не стригли волос и выполняли свои правила, например не ели виноград, не пили вино, не прикасались к покойникам. За преступление закона назореев остригали и это считалось позором.
У Христа не было особой одежды. Господь был в отличае от Иоанна Крестителя который вёл более строгий образ жизни, современным человеком  общества того времени. Он носил обычную шерстяную рубашку, хитон, пояс и плащ. На ногах обувь - сандали. Так одевались все иудеи того времени.  Христос вообще порицал излишнюю заботу о одежде. Но это не говорит, что Господь был неопрятным или неаккуратным человеком, наоборот он был очень чистоплотен и ему не были чужды заботы о своём теле. Неоднократно мы встречаем в Евангелие повествование о том, что он натирает тело и голову маслом, моет и обтирает ноги и не только себе, но и чистоты требует от учеников - апостолов. Есть эпизод в Евангелие, где Христос упрекнул даже фарисея Симона, что тот не дал ему воды умыть ноги и масла умаслить голову.
Конечно, Господь был красивым человеком, но по мнению богословов в те времена вид Христа считался невзрачным. Может быть он был очень прост и не бросок в глазах других. Христос сказал :"Светильник для тела есть око. Итак, если если око твоё будет чисто, то и всё тело будет светло." Именно потому мы сейчас и говорим, что глаза зеркало души, но Христос это сказал ещё при своей жизни. И не случайно на всех иконах именно взгляд у Христа особо выразительный.
Вообще взгляд Христа был очень властен, покоряющий и проницателен. Ведь Евангелие повествует часто слово "взглянул" перед тем как кому-то что-то сказать. Одного взгляда Христова для собеседника было достаточно.
Христос постоянно закалял себя трудом и бодрствованием, а потому мы ни где не находим слов, что Господь когда-то и чем-то болел. Он был сильным и здоровым человеком телесно и физически. Все свои уединённые молитвы к Богу Отцу, служения людям и призыв  апостолов следовать за собой он совершал рано утром, часто на рассвете.
Христос любил природу и он часто уединялся в горах, в саду, в лодке на озере. Он призывал апостолов не иметь двух одежд, а значит все свои путешествия по земле Господь совершал тоже в одной одежде и в зной и в холод. Он ни чем не был защищён от солнца и от непогоды. И он испытывал и голод и жажду.
Христос не любил шумных городов. Вся его жизнь прошла в малозаселённых местах, среди природы которую он так любил. Он не имел дома своего и потому сам говорил, что даже птицы и лисы в положении лучшем живут ибо имеют гнёзда и норы. Неоднократно Христос ночевал на улице. Если мы в Евангелие видим Господа в доме, то это дом его друзей, ( а друзья были у Христа, тот же Лазарь) или дома куда Господа приглашали люди.
Но Христос не ходил без дела. Как повествует евангелист Марк, даже поесть иногда не было время Господу. Он принимал людей, помогал, исцелял, утешал, воскрешал. Христос был странником. Но поговорить с ним хотели не только больные и бедные, но и иудеи которые хотели в споре унизить Христа, надсмеяться. Потому Господь всегда находился в состоянии опасности и душевного напряжения. Плюс ещё его огорчало непонимание его от учеников-апостолов. Но Иисусу Христу ни когда не был свойственен страх. Он ни когда ни чего не боялся и всегда говорил прямо и без дипломатии. Он всегда прямо говорил "да" или "нет" и властно подчёркивал, что ему нечего боятся, что он не от мира сего и это многократно мы видим в словах "Я пришёл чтобы... (или для...)"
Христос был целеустремлённым человеком, он знал свою цель в жизни, но ученикам-апостолам такая жизнь была не под силу. Были времена когда апостолы уже не ходили с Господом и даже уговаривали изменить свою жизнь Господа. Но Христос ни кого не уговаривал быть с ним, наоборот он ещё спрашивал у тех кто был с ним, не желают ли и они уйти от него.
Христос в своих словах был прям, крепок и  справедлив. И вот эта воля делают Господа в глазах других людей повелителем. Это был волевой человек. Его любили, и его же боялись. Если он кому-то скажет "Следуй за мной!" тот идёт, а апостолу Петру он прямо сказал однажды :"Отойдите от меня делающие беззаконие, я ни когда не знал вас!" ."Отойди от меня, Сатана! Ты мне соблазн" -  сказал Христос в лицо Дьяволу. Вот эта смелость Христа в его поведении пугала народ. Так вели себя только пророки, Иоанн Креститель и ранее Илья вели себя так бесцеремонно, а потому многие и думали на Христа. что это Иоанн Креститель пришедший из пустыни или вернувшийся на землю пророк Илья. И Христос знал это, а потому и спрашивал у людей :"За кого вы меня почитаете?".
"Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры...". Тут видим как Христос ставит себя  против господствующий в Израиле касты учёных книжников и правителей обвиняя их в лицемерии! Называет вождей Израиля "Вожди слепые!", а потом входит в храм и выгоняет торговцев переворачивая столы... Тут уже гнев Господа против беззакония того времени. Но это был не просто гнев, а моральная его свобода и его вера в истину.
Господь пугал всех тем, что он был очень не просто современен, а буквально являлся революционером и принёс новое против закостенелого закона и тех правил букве которых иудеи подчинялись много столетий. Для иудеев был закон и его ни в коем случае нельзя было нарушать, а Христос нарушал юридические законы того государства и призывал делать не как повелевает закон, а как лучше для человека. Ему не нравились закостенелые предрассудки своего народа. Для иудеев Христос был просто преступником.
При всём этом, Христос вообще не помышлял изменить жизнь народа насильственным образом на свой лад. Христос не притесняет тех кто не понимает его, более того он сам от них страдает. Господь оставлял возможность жить иудеем так как они хотят, он только стремился тем людям которые не хотят жить по иудейским законам дать возможность   жить по-другому.  Христос поставил себя против многовековой касты иудейских правителей и потому действительно в глазах правителей он был преступник-революционер стремящийся поколебать многовековое устройство Израиля, но на самом деле Христа можно сравнивать с демократом. Он хочет построить другое общество, дать другую лучшую жизнь людям, но без войны, без насилия и кровопролития. Он призывает народ слушать его и следовать за ним, но он не заставляет народ обязательно делать это, а добровольно. Кто не слушал Христа тот жил по старым многовековым законам.
В Евангелии Христос ещё показан и жалостливым человеком, он любит людей, он готов заступиться за каждого грешника даже перед праведником. Я бы даже сказал, что Господь на стороне не с тем кто прав, а с тем кому плохо.
Христос хороший психолог и прекрасный оратор, как искустно он приводит притчи для примера.
Вся жизнь на стороне грешников, бедняков, обездоленных людей... - это Христова любовь на основе сострадания к людям. Христос не только видит нужду людей и не только думает как людям помочь, он входит сам в человеческую нужду. Христос не желает чтобы ему служили, он сам пришёл в мир служить людям. С бедными он хочет быть бедным, с гонимыми - гонимым,  с искушаемыми - искушаемым, с умирающими - он умирает на кресте. Он желает принять в себя и нести в себе всё человеческое горе. Даже распятым на кресте в мучениях он думает о разбойнике чтобы помочь ему и утешить.
Христу было присущно всё человеческое, присущна и жалость. Он берёт на руки с лаской детей, он плачит у гроба друга Лазаря, он плачет над судьбой Иерусалима.
Любовь Христова к людям, это любовь к страждующим и угнетённым от несправедливости.
Господь приносит всем людям, как праведникам, так и грешникам избавление от зла. он не с теми кто праведен и не с теми кто не праведен, он с теми кому плохо и кто притесняем. Почему же сейчас человек считает себя праведным может возноситься и считать, что Бог именно с ним потому, что он живёт по чьим-то написанным правилам? Не Христос ли осуждал все эти писанные правила которые несут людям слёзы и горе?
Мы рассмотрели чисто человеческую сторону Иисуса Христа, но не стоит понимать и принимать Господа как социального реформатора который хотел сделать в стране жизнь лучшую для бедного населения и вылечить больных. Главная цель Христа, это духовное спасение человечества. Это глобальная духовная миссия.
Бедных, блудниц, грешников, больных Христос принимал потому, что именно они были теми, кто подобно блудному сыну могли Христу сказать "нет", но потом приходили к Господу. Людям богатым и живущим в роскоши и достатке уверовать придти к Богу трудно.
А Христос, он человек многогранный и открыт для всех и каждого.
Только он мог почитаться за Царя и умывать ноги ученикам. Только он мог мог быть непоколебим , стремлении и любить людей особой любовью свойственной только матери к детям.  Только он мог быть Сыном Божьим пропитанным молитвой и фаворским светом и входить в дом к грешникам и мытарям. Только он мог думать о глобальном изменении жизни человечества к лучшему на все времена и видеть жизнь грешника в каком-то домике уделяя ему внимания. Только он мог в гневе переворачивать столы беззаконников и смиренно в кротости переносить все насмешки иудеев над собой.
Только он смог возлюбить людей и мир как ни кто другой и умереть за этот мир и всех нас на кресте.

Игумен Филарет (Романов).


Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author