filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святые новосвященномученики Платон Ревельский и Никон Воронежский

14 января Православная Церковь празднует день памяти святого священномученика Платона епископа Ревельского , а 9 января праздновалась память священномученика Тихона архиепископа Воронежского. Что объединяло двух убитых большевиками иерархов Православной Церкви. Первый служил в Эстонии, второй в России, погибли в один 1919 год с разницей в 5 дней.

Их объединяло то, что их жизнь была связана с территорией современной Латвии.


Сщмч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский Сщмч. Платон Ревельский

Священномученик Платон епископ Ревельский.

В миру Павел Петрович Кульбуш, родился 13 июля 1869 г. в деревне Поотси-Кыпу Лифляндской губернии. Его отец, Петр Георгиевич Кульбуш, был псаломщиком и учителем церковно-приходской школы при Аросаарской (Арусаарской) церкви Рижской епархии.

В 1880 г. Павел поступил в Рижское духовное училище, а через четыре года - в семинарию.

В 1890 г. он окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и, как лучший студент выпуска, был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию на полное казенное содержание.

В 1894 году окончил академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.

5 декабря 1894 г. был рукоположен в сан священника в Петропавловском соборе и определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге, который был учрежден указом Синода 31 декабря 1894 г.
Огромную помощь (как моральную, так и материальную) оказал молодому настоятелю протоиерей Иоанн Сергиев, больше всем известный как святой Иоанн Кронштадский.

Деятельность о. Павла была воистину многогранной и выходила за пределы своего прихода и братства. Он был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в "Санкт-Петербургском духовном вестнике", законоучителем в Литейной женской гимназии, занимал ряд административных постов в епархии, в частности, постоянно избирался членом комиссии, готовившей ежегодные съезды епархиального духовенства. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, о, Павел Кульбуш был любим не только своей эстонской паствой, но и многими петербуржцами из разных слоев общества.

 20 апреля 1903 г. состоялось освящение места в Санкт-Петербурге на постройку Эстонской церкви  , в котором принимал участие о. Иоанн Кронштадтский. 23 сентября 1907 г. был освящен и сам двухэтажный храм, в котором богослужения совершались на эстонском языке. В освящении храма также принял участие Кронштадтский пастырь, всею душой болевший о деле утверждения эстонского православия. При храме имелись помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Санкт-Петербург эстонцев.

О. Павел был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Ему неоднократно предлагались архиерейские кафедры в разных епархиях, но он всегда отказывался, желая служить эстонскому народу, из которого происходил.

8 августа 1917 г. в Юрьеве (Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, выбиравшее представителей на Всероссийский поместный собор. На этом собрании было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы, а кандидатом на епископскую кафедру был назван о. Павел Кульбуш. Это предложение встретило полное одобрение Собора и избранного на нем патриарха Тихона, лично знавшего протоиерея Павла. Вот отзыв святителя Тихона: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его [о. Павла] отступить от веры".

Он принял монашеский постриг с именем Платона.

31 декабря 1917 г. был хиротонисан во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Вениамином Санкт-Петербургским и викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Лужским Артемием.

Епископу Платону сразу же поручили временное управление всей Рижской епархией. Он ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Продолжалась Первая мировая война. Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Оккупационные власти препятствовали епископу Платону объезжать приходы, невозможным стал и проезд по железной дороге. В сопровождении свиты из трех человек, частью на лошадях, частью пешком, владыка посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, "где, - по свидетельству очевидцев, - его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых". Епископ твердо защищал интересы вверенной ему епархии перед лицом оккупационной власти.

Хотя в ноябре 1918 г. он заболел гриппом-испанкой в тяжелой форме, с осложнением (крупозным воспалением легких), вокруг больного архиерея образовался экуменический кружок; с ним приходили советоваться не только православные, но и инославные и даже нехристиане.

22 декабря 1918 г. городом Тарту завладели большевики.

2 января 1919 г. епископ Платон был арестован прямо на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек) заключен в помещение Кредитного банка (ул. Компании, 5). В превращенном в тюрьму здании заключенные содержались в очень тяжелых условиях, а особым издевательствам и унижениям подвергался еще не оправившийся от болезни владыка Платон.

В ночь с 14 на 15 января 1919 года Тарту был отбит натиском белых войск. Но, отступая, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер, наскоро отобрав 20 человек из заключенных - в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, - отвели их в подвальное помещение и зверски убили. Владыка и два протоиерея конанизированы в лике святых новомученников. Тела некоторых убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, причем одна из них - от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.

Отпевание мучеников было совершено 18 января 1919 г. в Успенском соборе г. Юрьева; 31 января тело епископа Платона было перевезено в Ревель. 9 февраля владыка был погребен в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год перед этим состоялась его первая архиерейская служба.

В 1929 г. во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а 17 - 18 февраля 1931 г. состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.

В августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских, но ранее Св. Платон был кононизирован Константинопольским Патриархатом.
В Латвийском городе Даугавпилсе в приходе Св. кн. Владимира (Константинопольский Патриархат) этот святой особо почитаемый и 14 января ежегодно проходят торжества в память священномученика Платона, у большой иконы, которая передана Даугавпилсскому храму из Эстонии  Церковью Константинопольского Патриархата.


Новосвященномученик Тихон Архиепископ Воронежский.


Архиепископ Тихон (в миру Василий Варсонофиевич Никаноров).  Родился в семье псаломщика 30 января 1855, село Кирюга, Новгородская губерния. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию в 1877 году, Санкт-Петербургскую духовную академию в 1881 году со степенью кандидата богословия.

С 1 августа 1881 года — помощник смотрителя Белозерского духовного училища.

С 1884 года — инспектор Новгородской духовной семинарии.

5 июня 1884 года принял монашество. Пострижен он был в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. 10 июля 1884 года рукоположен во иеромонаха, с 6 декабря 1888 года — игумен.

С 25 декабря 1890 года — ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря с возведением в сан архимандрита.

2 февраля 1892 года архимандрит Тихон Высочайшим указом хиротонисан во епископа Можайскго, викария Московской епархии.

Всюду, куда Господь ставил Своего угодника, он проявлял истинно христианское смирение; елей его светильника всегда был чист и горел неугасимым огнем веры и любви к Богу и вверенным ему пасомым.

20 августа 1899 года владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, В то время город Даугавпилс (тогда назывался Двинск), входил не в Рижскую, а в Полоцко-Витебскую епархию и достоверно известно, что владыка Тихон за три года правления Полоцкой кафедры неоднократно приезжал молиться в храмы Даугавпилса (Двинска), пока  4 июня 1902 года  не стал епископом Пензенским и Саранским.


Но вот в России наступили годы испытаний, попущенные за охлаждение в вере и оскудение Православия. Богоборчество проникло и в духовную среду. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось впоследствии, признавали неблагонадежными. Когда во время беспорядков в Пензенской Духовной семинарии был убит ректор, власти закрыли семинарию. 25 июля 1907 года епископ Тихон уволился на покой.

Уже 31 июля 1907 года владыка Тихон (Никаноров) стал управляющим Московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, славного истинным монашеским благочестием. Построенный как духовный памятник святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, Его восхождением на Голгофу и всеславным Воскресением, этот монастырь настраивал души насельников на постоянную память и о спасительных Страстях Господних, и о живоносности Креста, без которого невозможно войти в Царствие Небесное. Такими благодатными помыслами напитывалась и чуткая душа будущего священномученика, молитва и богомыслие которого неизменно соотносили его путь и путь Христа Спасителя.
23 июня 1912 года владыка Тихон был назначен епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года. 13 мая 1913 года последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа.


Архиепископ Тихон (Никаноров) прибыл в Воронеж 4 июня 1913 года. О его пребывании на воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника, протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
Преосвященному Тихону выпало в последний раз в истории России встречать прибывшего в Воронеж 6 декабря 1914 года императора. Будущие царственные мученики — Государь император Николай II, его супруга императрица Александра Феодоровна, великие княжны Ольга и Татиана посетили Митрофанов монастырь, где с благоговением молились Воронежскому святителю, объехали госпитали для раненых воинов, утешая солдат подарками и милующим словом. Владыка Тихон был удостоен внимания и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.


Архиепископ Тихон (Никаноров) начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Однако Революция в России не позволила в то время довести это дело до конца.

Священномученику Тихону (Никанорову) пришлось одному из первых столкнуться с гонениями новой власти на Церковь. Так, 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград. Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.

В 1917—1918 года архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона. Того самого собора, на котором священномученик Платон Кульбуш был избран эстонским епископом. 12 апреля 1918 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Святительский крест Владыки знаменовал собой и особый его крестный путь.

3 февраля 1919 года богоборцы заставили архиепископа Тихона присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана Воронежского, современника и друга императора Петра Первого. Христов исповедник дал достойные ответы на все вопросы святотатцев.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкурко и уйти на юг, а затем за границу будущий священномученик не воспользовался. Он остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия голгофского креста.

…Согласно устойчивому преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю), во время совершения богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. (Другие источники датой его кончины указывают 27 февраля 1920 года.) По сведениям епископа Сергия (Петрова), отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитин) 2 марта 1920 года. Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора.
В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон (Никаноров) был причислен к лику новомучеников.

В Воронеже обильно пролилась кровь мучеников Церкви 20 века. Владыка Тихон не единственный, кто  был убит в Воронеже за веру Христову.

Февраль 1930го года ознаменовался арестами 75 монахов, среди которых значились игумен Акатова монастыря 75-летний архимандрит Тихон (Тимофей Ульянович Кречков) и настоятель Алексеевской церкви отец Федор (Яковлев). 2 августа 1930 года, в день пророка Ильи, недалеко от Воронежа был расстрелян архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников). Их канонизировали в 2000м году.

Что творилось в Воронеже в безбожное большевитское правление, мы можем знать из рассказов и воспоминаний жителей Воронежа.


..."Утром, поблагодарив жену священника за вкусный завтрак, "следователи" пошли в школу на дознание. Все село было уже здесь. Народ собрался, чтобы защитить своего пастыря, предполагая, что будет производиться расследование. У магазина вдруг появился пулемет. "Следователи" вышли с отцом Иаковом из школы на улицу и двинулись к магазину. Подошла жена священника с пятнадцатилетним сыном Алексеем. Старший "следователь" отобрал у отца Иакова золотые часы и положил себе в карман. Только теперь люди увидели, что за магазином вырыта яма, к которой и подвели священника. Отец Иаков осенил себя крестным знамением и начал молиться, ни одного слова не произнеся в свою защиту. "Следователь" приподнял волосы священника и выстрелил ему в затылок. От выстрела часть лица была вырвана, отец Иаков упал в яму. Другой палач подошел к жене священника и выстрелил в нее. Она упала. Потом он подошел к 15 летнему Алексею и сказал: "Я думаю, что тебе незачем жить после этого. Так зачем сапогам пропадать" Садись и сними сапоги". Алексей сел, снял сапоги и был тут же убит. Народ, потрясенный происшедшим, в ужасе разбежался. По приказу собранные люди с плачем засыпали яму.
Другой сын священника, Иван, которому было тогда шестнадцать лет, ночевал в полуверсте от села, на пасеке. Один из палачей поехал за ним на пасеку, чтобы его убить. В шалаше Ивана не было. На окрик палача из-за камня показалась голова мальчика. Палач выстрелил и убил его, но это оказался не Иван, а сын соседей священника. Друзья отца Иакова поспешили найти Ивана и рассказали ему обо всем, что случилось. Не заходя домой, он покинул село и вернулся лишь тогда, когда палачи уехали из Плотавы и прямая опасность расправы миновала.
С весны 1919 года по всей губернии прокатилась волна народного протеста против беззаконий новых властей. Все выступления подавлялись самым жесточайшим образом, специальными карательными отрядами.

Отец Нектарий был убит при жесточайших истязаниях: его таскали за ноги по городу, переломали руки и ноги, забивали деревянные гвозди, "причащали" оловом. Из его окровавленных останков глаза вывалились на щеки, с рук была снята кожа, как перчатки. Как свидетельствовали немногочисленные свидетели этих истязаний, священномученник во время пыток усиленно молился. Иеромонахов расстреливали в саду у моста и полуживых сбрасывали в общую могилу. Тела в могилах были едва присыпаны землей, и из-под земли во многих местах были видны концы ряс расстрелянных священников.
Во время страданий иеромонаха Нектария и его собратьев,
были сварены живьем в смоле семь монахинь Покровского монастыря за то, что участвовали в молебне вместе с воинами Добровольческой армии.
Спустя несколько дней были найдены останки прочих жертв красного террора, также по двое связанных проволокой. В подвалах местной "чрезвычайной комиссии" было обнаружено много тел умученных священников и монахов. Все они подверглись изощренным изуверским пыткам. Так, Священник Георгий Снесарев служивший в больничной церкви иконы Знамения Божией Матери в городе Воронеже, был тогда же замучен. Ему было нанесено шестьдесят три раны; снят скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки. Он был изуродован настолько, что его почти невозможно было узнать.


Священномученик Тихон (Никаноров) архиепископ Воронежский является столпом Воронежских новомучеников, ибо именно он был первым архипастырем нашей земли, положившим сою жизнь за Христа в годы богоборчеста и что особенно знаменательно в своем кафедральном городе – Воронеже. Этот страдалец Христов не только трудился на Воронежской земле, но и принял мученическую кончину.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpg/319px-%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpg?uselang=ru
В 1956 году, Воронежский Благовещенский собор в котором на царских вратах был повешен владыка Тихон, был варварски разрушен, хотя можно сказать, что полное его уничтожение произошло уже в годы войны от бомбандировок. В 2009 году на новом месте был возведён новый Благовещенский собор, как правоприемник собора разрушенного. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. В этом соборе собраны главные святыни Воронежа, среди которых конечно же мощи святителя Митрофана Воронежского и Тихона святителя Воронежского и Задонского чудотворца, а так же мощи архиепископа Петра Зверева мученически скончавшегося на Соловках в 1929 году..

Тропарь
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Тихоне, Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.


Кондак :
Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех и славнаго в мученицех Тихона, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author