filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Пётр Первый, реформатор, диктатор или антихрист?

Пётр Великий


К концу XVII века молодой царь Петр, ознакомившись с ситуацией и очаровавшись европейскими повадками, пришел к радикальному выводу: все у нас не так и очень медленно. И с категоричным юношеским задором пришпорил страну - вдогонку за Европой.

Началась эпоха петровской модернизации, которая в конечном итоге - ценой миллионов жизней, ценой слома прежней русской государственности, пройдя через позор конфузий и величие викторий, - изменила страну до неузнаваемости. Святая Русь превратилась в великую державу, которая еще сто с гаком лет будет диктовать свою волю континенту - штыком русского гренадера, звонким рублем русского купца и прочими увесистыми аргументами русского императора.

Пётр Первый имел рост 204 см. При этом у него были узкие плечи 48 размер и нога 38 размера, а потому он при ходьбе всегда опирался на трость и ходил очень быстрым шагом. Стоять на месте ему было очень не удобно.

В правлении Петра было много необъяснимого. Так непонятно, зачем ему понадобилось строить на болоте Петербург, а не запланировать   стратегическое взятие Риги  с её портом который в те суровые времена на 2 месяца больше был свободен от льда. Выгони Пётр немцев из Риги и была бы Рига столицей России прямо в самой Европе! Позднее этот же Пётр всё равно подчинит Ригу России, а столицу перенесёт из Москвы в Петербург. Это остаётся такой же загадкой, как и та, почему Пётр строил морской флот в Воронеже силами тех мужиков которые не видели не моря, не самих кораблей!

Как и любой диктатор, Пётр Первый приписывал себе славы и славы далеко не военные. Кто же сегодня не знает, что именно Пётр Первый завёз в Россию картофель, чай и табак. Но увы, всё это историческая ложь, как и многое другое в жизни Петра.
Ещё в 1634 году Царь Михаил Фёдорович запретил своим законом курить табак в России. А в 1638 году монгольский хан прислал в подарок Царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда китайского чая. В 1679 году Россия заключила договор с Китаем на поставку чая.
Однако придя к власти в России Пётр Первый приписал к себе в заслуги появления в России чая, табака и картофеля, а так же подсолнечных семечек.
Вот как только понимать речь Патриарха Никона который запрещал в проповедях ещё в 1666 году курить табак, люзгать семечки и употреблять в пищу богопротивный чай и всё только потому, что это всё было не русским и не соответствовало истинной старины, а пришло из западных неправедных стран.

Пётр Первый в Русский истории не только человек открывший России окно в Европу, он ещё и кровожадный диктатор. Вспомним Казнь стрельцов в 1698 году. Вся Москва стояла в виселицах стрелков, кому не было место на виселице, того вешали на кремлёвской стене. Если у кого-то вызывало это сожаления из жителей Москвы, того тоже предавали смерти, таков был приказ Петра. Не жалели даже беременных женщин.
В селе Преображенское Пётр Первый собственноручно пытал стрельцов. Это было в то время закрытое село, что-то наподобие конц.лагеря, где содержались неугодные Петровскому режиму люди которые там содержались и пытали их перед казнями.
799 стрельцам были отрублены головы во время Стрелецкой Казни, Пётр Первый за этим кровавым зрелищем наблюдал лично.
Кроме того, Пётр заставлял в крови запачкаться своих приближённых бояр которым приказывал рубить головы тем, кто восстал на режим Петра. Князь Долгорукий и князь Меньшиков подчиняясь Петру лично рубили головы своими руками доказывая верность Российскому Царю.

Впрочем Петру неугодно было слово Царь и он назвал себя по западному, императором.

Пётр Первый давил в России всякую свободу . Совершая непоправимое, он расколол русскую нацию надвое противопоставил дворянство народу. Дворян в России при Петре было всего 100.000 . Пётр узаконил рабство введя подушевную подать, ввёл порку и продажу людей, увеличил налоги в почти 7 раз. Численность людей в Россию при Петре сократилось на 1\5. Это был страшный удар по России.
Бритё бород, ношение заподной одежды, знание немецкого, голландского и французского языка требовал Пётр от  дворянства. дворянству и священству Пётр отдавал предпочтения, остальные люди были недочеловеки. С 15 лет все мальчики, дети этих бедных крестьян должны были до смерти служить в Армии и воевать за Петра и Россию со шведами и немцами от чего и названы все мужики были служивыми. Только дворяне и священники не служили и не воевали за Петра ибо это была интелегенция того времени. Но даже дворяне не имели право передвигаться по городам России без разрешения самого Петра.

Народ назвал Петра Антихристом при его жизни. Четвёртая часть бедных крестьян побежит на Дон, в Сибирь и даже во вражескую Польшу, только бы подальше от правления Петра. Его реформы несли открытое зло и разрушение.

Петровская Армия вела себя в России словно в завоёванной стране, грабила, убивала, насиловала. По всей России властвовали банды вооружённых разбойников. Эти разбойники были простые доведённые до отчаяния крестьяне грабившие и убивавшие всех поголовно дворян которые душили крестьян налогами и отбирали 15 летних мальчиков от родителей для своей Армии.  36 лет Россия при петре катилась в пропасть.

Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).

Пётр был православным и верующим, но  власть так захватила его, что он упразднив Патриаршество на Руси сам себя назначил главой Церкви. Открыто стал выступать против монашества, закрывать монастыри.
 

Пётр I, став у кормила государственного правления, видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены по своему невежеству. Как носитель государственной идеи, Пётр не допускал самостоятельности церкви в государстве, а как реформатор, отдавший жизнь делу обновления отечества, он не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе. Но человеком неверующим он не был, скорее он принадлежал к числу тех, кого называют равнодушными к делам веры.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, и к этому были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Все они имели в виду:

  1. Устранение возможности вырасти русскому папе — «второму государю, самодержцу равносильному или большему», каким мог стать, а в лице патриархов Филарета и Никона до известной степени становился, московский патриарх;
  2. Подчинение церкви монарху. На духовенство Пётр смотрел так, что оно «не есть иное государство» и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам.

Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер Англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии.

Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Бежав в 1716 за границу, Царевич поддерживал сношения с митрополитом Крутицким Игнатием (Смолой), митрополитом Киевским Иоасафом (Краковским), епископом Ростовским Досифеем и др. Во время учинённого Петром розыска главною причиною измены Пётр сам назвал «беседы с попами и чернецами». По результатам следствия на духовных лиц, уличённых в связях с Царевичем, обрушились кары: епископ Досифей был лишён сана и казнён, равно как и духовник Царевича протопоп Иаков Игнатьев и близкий к первой супруге Петра, Царице Евдокии, ключарь собора в Суздале Феодор Пустынный; митрополит Иоасаф был лишён кафедры, а вызванный на допрос митрополит Иоасаф скончался по пути из Киева.

Стремление московского духовенства сохранить юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух».

Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами — прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем — по различным вопросам как духовного, так и политического характера. А к Вселенскому Патриарху Косме обращался в том числе и с частными духовными просьбами, как-то разрешение ему на «мясоястие» во время всех постов; его Грамота Патриарху от 4 июля 1715 года обосновывает просьбу тем, что, как гласит документ, «стражду феброю и скорбутиною, которые болѣзни мнѣ приключаются больше отъ всякихъ суровыхъ яствъ, а особливо понеже принужденъ быть непрестанно для обороны святыя церкви и государства и подданныхъ моихъ въ воинскихъ трудныхъ и отдаленныхъ походахъ <...>». Другою же грамотою от того же дня испрашивает у патриарха Космы разрешение на мясоястие во все посты всему русскому войску во время воинских походов, "«понеже православные наши войска <...> бываютъ въ тяжкихъ и дальнихъ походахъ и отдаленныхъ и неудобныхъ и пустынныхъ мѣстахъ, идеже мало, а иногда и ничего не обрѣтается никакихъ рыбъ, ниже́ иныхъ какихъ постныхъ яствъ, а по часту и самаго хлѣба». Несомненно, что Петру было удобнее решать вопросы духовного характера с восточными патриархами, которые находились в значительной мере на содержани московского правительства (а патриарх Досифей де-факто был в течение нескольких десятилетий политическим агентом и информатором российского правительства о всём, что происходило в Константинополе), нежели со своим, порою строптивым, духовенством.

Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы, «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф. Священники должны были доносить в правохранительные органы всё, что слышали на исповеди во выявления врагов государства.  Мера эта, кроме целей нравственного характера, имела в виду, главным образом, установить принадлежность данных лиц к древнему благочестию называемых СТАРОВЕРАМИ, за что они и облагались двойным налогом. Особыми указами, изданными в 1718 году, предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благоговением и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же в церкви особым приставленным для того «добрым человеком». Сам Пётр очень любил ознаменовывать все торжественные дни своей жизни торжественными церковными служениями. Чтение по городам известия о полтавской победе, например, сопровождалось молебном и пятидневным церковным звоном.

Для поднятия нравственного уровня самого духовенства был издан наказ архиереям, рекомендовавший им кротость в обращении с подчинёнными, осторожность в принятии «невѣдомыхъ гробовъ» за святые мощи и в явлении чудотворных икон. Запрещалось вымышлять чудеса. Предписывалось не допускать юродивых; архиереям указывалось, чтобы они в мирские дела не входили, разве «явная неправда будет», — тогда позволялось писать царю. По росписи 1710 года архиереям было назначено жалование от одной до двух с половиной тысяч рублей в год. Ещё в 1705 году была произведена генеральная чистка духовенства, из состава которого были выключены и отмечены солдаты и оклад: дьячки, монастырские слуги, поповичи, пономари, их дети и свойственники.

Тогда же Пётр принялся за необходимый институт древнерусского благочестия — нищенство. Всех просящих милостыню было приказано перехватать и для разбора и наказания отвести в Монастырский приказ, причём всякого чина людям запрещалось подавать милостыню бродячим нищим. Кого обуревала жажда подаяния милостыни, тому предлагалось подавать в богадельни. Кто не слушался указа и подавал милостыню бродячим нищим, тех хватали и брали с них штраф. По улицам Москвы и других городов ходили подьячие с солдатами и забирали и нищих и благотворителей. Однако в 1718 году Петру пришлось сознаться, что, несмотря на все его меры, число нищих умножилось. Он ответил на это драконовскими указами: нищих, схваченных на улицах, было приказано нещадно бить, и если они окажутся владельческими крестьянами, то отсылать их к владельцам с наказом, чтобы они посадили этого нищего на работу, дабы он даром хлеба не ел, а за то, что помещик допустил своего человека до нищенства, он должен был уплатить пять рублей штрафа. Попавшим в нищенство второй и третий раз было приказано бить на площади кнутом и отсылать мужчин на каторгу, женщин — в шпингауз (прядильню), детей — бить батогами и отсылать на суконный двор и прочим мануфактурам. Несколько раньше, в 1715 году, было приказано хватать нищих и отводить в приказы для розыска.

 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author