filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Монашество и преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский

http://pravznak.msk.ru/uploads_user/1000/3/50161_thumb.jpg

Слово "монах" (μοναχος) означает уединенный. На православном Востоке монахи называются по-другому — калугерами (добрыми старцами).

Монашество — особое состояние в Церкви, при этом, однако, оно не представляет собой третьего, наряду с клириками и мирянами, сословия в церковном народе, поскольку одни монахи принадлежат к чину клириков, а другие, как и простые миряне, не имеют сана.

Монашество — институт, выросший исторически, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству, отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства.

Евангельское совершенство предполагает и нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений: богатому юноше, пришедшему к Спасителю, чтобы узнать у Него, как обрести вечную жизнь, Господь сказал: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21).

Апостол Павел писал к Коринфянам: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения".

Свидетельства об обетах девства есть и у других древних христианских писателей: Оригена, Тертуллиана, Минуция Феликса. Климент Александрийский писал о том, что обет безбрачия был обязателен для тех, кто его дал .

Первоначально христианские девы и девственники не разрывали связи с семьей и миром. Потом, в III веке, некоторые из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так родилось монашество. Первые монахи были отшельниками, анахоретами, проводившими аскетическую и духовно-созерцательную жизнь в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пустынножительства явился преподобный Антоний Великий.

http://photo.qip.ru/photo/elena-sabur/200632128/xlarge/206982916.jpg

Другой египетский монах — Пахомий Великий, соединил многих отшельников в одном обиталище, которое было устроено в Фиваидской пустыне. Это была первая киновия. Преподобный Пахомий Великий составил первый общежительный монастырский устав. Вскоре такие киновии, получившие название монастырей, стали появляться и в других христианских странах — в Палестине, Сирии и Понте.
В IV веке монашество, получает самое широкое распространение в Римской, империи. Расцвет монастырей объясняется главным образом снижением общего уровня нравственности церковного народа вследствие наплыва в Церковь недавних язычников после Миланского эдикта и христианизации государства. Люди, стремившиеся осуществить в своей жизни высокий евангельский идеал, порывали связь с миром, который уже не гнал их, и уходили в пустыню, чтобы там претерпеть иное гонение, воздвигаемое врагом спасения. В IV столетии появляются первые женские монашеские общины.
.

Первоначально монахам возбранялось принимать на себя духовный сан. Они приглашали для богослужения священников, которым запрещалось даже переночевать в монастыре. Когда преподобному Пахомию предложили сделаться пресвитером, он бежал, а пустынножитель Антоний отсек себе ухо, чтобы уклониться от епископства.

Однако уже по уставу Василия Великого каждый монастырь должен был иметь своих священников из числа монашеской братии. Впоследствии монахи, служащие в монастырских церквах пресвитерами, именуются — иеромонахи, а служащие диаконами — иеродиаконы, а настоятели монастырей назывались игуменами. Со временем  монахи, прославившись безукоризненной чистотой своего жития, стали чаще других возводиться на епископские кафедры. В Русской Церкви даже установился обычай, получивший силу церковного закона, хиротонисать во епископы исключительно монахов. Греческая Церковь не знала этого правила. Там большею частию в архиереи Греции посвещались только так называемые монахи, то есть не принявшие полного монашества. Но если кто рукоположен в епископа, не будучи монахом, то он уже не может принять монашество, и при этом сохраняет сан и власть епископа . 

Слово "Начальник" происходит от слово "Начало". Святого преподобного Антония Великого мы называем "Начальником всех монашествующих", так как этот святой положил начало монашества.
День его памяти Православная Церковь празднует 30 января.

Родился он в Египте в богатой коптской семье в середине 3 века. Коптами называют арабов-христиан Африки.

Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Стараясь следовать словам религиозных книг как можно точнее, то есть жить именно так, как они учили, Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения. Услышав же через время слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), Антоний поручил сестру верным и известным ему девственницам (по нашему времени - монахиням), покинул свой дом и стал подвизаться рядом со своим селением под руководством одного старца в служении Богу .

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/The_Torment_of_Saint_Anthony_%28Michelangelo%29.jpg/357px-The_Torment_of_Saint_Anthony_%28Michelangelo%29.jpg?uselang=ru

Картину "Терзания святого Антония" написал художник Микеланджело, когда художнику было всего 12 лет, и эту картину принято считать за первую картину великого художника. Сегодня она находится в музее Техаса.

Вскоре Антоний оставил старца, уединился в Фивадской/Фиваидской пустыне и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, сообщивший, что Он был рядом все время. Предание также сообщает, что в конце его дней у Антония появились многочисленные ученики и последователи.

После 305 года
Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Antonius_Kloster_BW_7.jpg/319px-Antonius_Kloster_BW_7.jpg?uselang=ru


Монастырь святого Антония (Deir Mar Antonios) — древнейший христианский монастырь Египта. Находится на севере мухафазы (провинции) Красное Море в Аравийской пустыне, принадлежит Коптской православной церкви. В этих местах в скальном гроте выше монастыря вел аскетический уединенный образ жизни и скончался отец монашества — святой Антоний Великий (251—356 гг.) После кончины святого место его уединения стало собирать многочисленных паломников из Сирии, Эфиопии, Египта и других стран . Местом постоянного паломничества является пещера святого Антония, расположенная выше монастыря на высоте 276 м (680 м над уровнем Красного моря)..

http://www.taday.ru/data/626/665/1234/%D0%9A%D0%B0%D0%B8%D1%80%202008%20167.jpg

Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.

Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л'Аббеи) близ Вьенна (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Другие мощи, в виде одного лишь черепа, называемые "главой преподобного Антония", с 1491 года хранятся в городе Арле в церкви св. Иулиана.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e0/2360.Blick_vom_Ufer_der_Rhone_auf_Arles-Provence.JPG/640px-2360.Blick_vom_Ufer_der_Rhone_auf_Arles-Provence.JPG?uselang=ru

Арль (фр. Arles, окс. Arle) — город на юге Франции, в департаменте Буш-дю-Рон в области Прованс — Альпы — Лазурный берег. Расположен на берегах реки Роны, в начале её дельты, западнее Марселя. Район Арля занимает площадь 759 км², его население составляет 50 500 человек.

Каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза в 105 лет у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами . А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души.

Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания. Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.

Преподобный Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Diego_Vel%C3%A1zquez_010.jpg/340px-Diego_Vel%C3%A1zquez_010.jpg?uselang=ru

Известно, что в Египетской пустыне святой Антоний встречался со святым преподобным отшельником Павлом Фивейским. Павел Фивейский сообщил при встрече святому Антонию, что в Риме больше не преследуются христиане.

Павел Фиве́йский, Павел Египетский, Павел Отшельник (родился ок. 228 г. — умер ок. 341 г.) — первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным.

День памяти в Православной Церкви 28 января.

Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/%C3%84gypten_Tempel_von_Karnak.jpg/640px-%C3%84gypten_Tempel_von_Karnak.jpg?uselang=ru


Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Ныне Фивы в виде раскопок  входят в территорию Египетского города Луксор.

Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249-251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Несмотря на то, что Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для отшельнических монашеских обителей, что даёт основание считать его первым христианским монахом-отшельником в истории.

В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь св. Павла.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9a/MonasteroPaolo1.jpg/640px-MonasteroPaolo1.jpg?uselang=ru

Коптский монастырь в Египте, расположен в 150 км юго-западнее Каира в Аравийской пустыне, недалеко от побережья Красного моря. История восходит к V веку, когда был основан монастырь над пещерой, где веком ранее обитал отшельник, святой Павел ФивейскийЕго место погребения сегодня является важным местом паломничества верующих.

http://www.cirota.ru/forum/images/28/28506.jpeg

Также почитаемы два источника. Первыми насельниками были монахи из Египта и Сирии, предположительно мелькиты ( греко-католики). Наиболее древняя Церковь стоит над пещерой, где находится место условного захоронения св. Павла. В V веке мощи св. Павла были перенесены Исидором Пелусиотским из Египта в Писидию (Малая Азия).

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100295/29501.p.jpg
Гроб святого Павла Отшельника

В XII веке мощи были перенесены в Константинополь, а после разгрома города – в Венецию и частично в Рим. В настоящее время местонахождение мощей святого неизвестно.

http://www.foma.ru/fotos/journal/94/5164_10.jpg

В 1215 году был основан католический монашеский орден паулинов (полное название — Орден святого Павла, первого отшельника), названный в честь Павла Фивейского.

http://palomniki.su/assets/images/countries/pl/chestnohova/Czestochowa_11.jpg

Один из известнейших монастырей монашеского ордена Паулинов находится в Польше, в городе Ченстохова, это Ясногурский монастырь в котором находится Ченстоховская икона Богородицы..

Изречения святого Антония.

«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством»

«Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью»

«Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за её пределами не пропустить стражу в своём сознании»

«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения»

«Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо»

«Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих»

«Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит»

«Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие»

«Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо»

«Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих»

«Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле»

«Остерегись рассердиться на кого-либо, — прощай всем»

«Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия»

«Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений»

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author