filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святой преподобный Геннадий Костромской и город Любим


5 февраля День памяти Святого преподобного
Геннадия Костромского


Григорий (так звали святого Геннадия в миру) родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей.

Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жить» и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

http://cerkva.if.ua/img/105510881087_10431077108510851072107611101081_2_400.jpg

Согласно житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима, бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах. Для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», то есть новоустроенным Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь, настоятелем её Геннадий был до конца своих дней.

Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. 

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя её детей, предсказал ей, что её дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана Грозного; Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонеж­ского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палец­кого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну.

Геннадий, по свидетельству его ученика, не умел писать , но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, «Наставление новоначальному иноку» и предсмертное «Поучение ко братии и ко всем людем». По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, «монастырские дела исправлять неропотливо, нелениво и безмятежно», беречь монастырское имущество, не быть «враждотворцем и неподобнословцем». Геннадий увещевал своих преемников и «крестьян насилием не обидети». Церковь для инока должна быть «земным небом». «Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити… Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах». Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги. 

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3657.jpg

23 января 1565 года преподобный мирно преставился и был погребён в созданном им монастыре.

Мощи обретены 19 августа 1644 года при закладке каменного Преображенского собора на месте построенной Геннадием деревянной церкви: когда открыли гроб Геннадия, не только тело его, но и одежды оказались «целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся». Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвящённую Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобному Геннадию. В 1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, сочинённая Г. Карцевым и «пересочинённая» архиепископом Ярославским Нилом.

Мощи хранились вначале открыто, а затем «по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд». В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вместе с принадлежавшими, как считается, Геннадию ковшом для сбора денег и топором вывезены в Ярославский губернский музей, где находились до середины 1930-х годов, дальнейшая судьба мощей неизвестна. С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Genad.jpg/640px-Genad.jpg?uselang=ru

Монастырь находится в Любимском районе. Как монастырь основан в 1529 году преподобным Геннадием на месте кельи где он жил вместе со своим учителем преподобным Корнилием Комельским. Композиционный центр монастыря составлял монументальный пятиглавый Спасо-Преображенский собор 1647 года постройки. После предпринятой в 1961 году попытки его взорвать собор находился до XXI века в руинированном состоянии; в настоящее время в значительной степени восстановлен.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится камень, почитаемый целебным.

Сам монастырь находится у города Любим.

http://i025.radikal.ru/1005/fb/9f79cdcd5a94.jpg

Люби́м — город в России, административный центр Любимского района Ярославской области и городского поселение Любим. Расположен при впадении Учи в Обнору (приток Костромы). Население по данным переписи 2010 года составляет 5553 человека.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Coat_of_Arms_of_Lyubim_%28Yaroslavl_oblast%29_%281778%29.png


Известна грамота 1538 года царя Ивана Васильевича на построение города для защиты местных жителей от набегов казанских татар . По одной версии, название происходит от русского личного имени Любим, по другой от того, что царь любил проводить здесь соколиную охоту.

http://www.transsib.ru/Photo/Euro/0393.jpg


В первой половине XIX века в Любиме было всего 6 каменных домов. В конце XIX века любимцам принадлежал ряд трактиров и кабаков в Петербурге: «любимцы, французы и татары держали в своих руках все трактирное дело нашей столицы», — писал тогда один журналист.

http://img-6.photosight.ru/154/4416743_thumb.jpg

Площадь территории современного городского поселения Любим составляет 11 кв.км. Уличная сеть имеет радиально-кольцевую структуру. В городе 43 улицы, 2 общеобразовательные школы.


http://www.votpusk.ru/gallery/large/60099.jpg

Ранее в городе было 5 действующих церквей, сейчас только 2.

Преподобный Геннадий КостромскойТРОПАРЬ

Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвами и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне, пустыни Любимоградския украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за всех, притекающих к раце твоей с верою.

.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author