Category: еда

Category was added automatically. Read all entries about "еда".

ПРОСТО ПРО КАРТОШКУ


Картофель - первоначально было растением Американского континента, впервые привезен был в Европу по завоевании Перу испанцами, которые распространили его по Нидерландам, Бургундии и Италии. В 1584 г. сэр Вальтер Ралей (Raleigh) ввез картофель в Ирландию. В Германии картофель впервые появился, в качестве редкости, еще при Карле V. В 1623 г. Вальтер Ралей третий раз привез в Англию картофель из Виргинии, и попытка его насадить это растение увенчалась бо́льшим успехом, чем у его предшественников. В это время картофель уже хорошо был известен в Испании и Италии, где он назывался ТАРТУФОЛИ (откуда и произошло как немецкое, так и русское его названия).

Король Пруссии Фридрих Великий даже повелел бесплатно раздавать каждому крестьянину по несколько штук семенного картофеля. В придачу к этому подарку человек получал небольшое письменное руководство с наставлениями по правильной посадке и выращиванию овоща. А в соседней Австрии и вовсе был издан указ, в соответствии с которым крестьянин, отказывавшийся выращивать "земляные яблоки", удостаивался 40 ударов плетьми.

В обширных размерах картофель стал возделываться с 1684 г. в Ланкашире, с 1717 г. в Саксонии, с 1728 г. в Шотландии, с 1738 г. в Пруссии, с 1783 г., главным образом стараниями Пармантье, во Франции. В Германии о введении культуры картофеля особенно заботились прусские короли Фридрих-Вильгельм I и Фридрих Великий, которые не останавливались и перед принудительными мерами.

В России картофель первоначально появился в Петербурге, где уже в первой половине XVIII в. из Голландии и был разводим в значительном количестве «партикулярными людьми» (вероятно, иностранцами и лицами высших сословий).

Меры к повсеместному разведению картофеля впервые приняты были при Екатерине II, по почину Медицинской коллегии, президентом которой был в то время барон Александр Черкасов. Дело шло первоначально об изыскании средств помочь «без большого иждивения» голодавшим крестьянам Финляндии; по этому поводу медицинская коллегия рапортовала Сенату в 1765 г., что лучший способ к предотвращению этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тартуфелями и картуфелями». Тогда же по повелению императрицы Сенатом разосланы были по всем местам империи семена и наставление о развитии картофеля и заботы об этом поручены губернаторам.

При Павле I также предписывалось разводить картофель не только на огородах, но и на полевой земле. В 1811 г. посланы были в Архангельскую губубернию три колониста с поручением насадить определенное число десятин картофеля.

Все эти меры имели отрывочный характер; массой населения картофель как в России, так и в Европе в целом, был встречен с недоверием, и культура его не прививалась особенно в России.

Только в царствование Николая I ввиду бывшего в 1839 и 1840 гг. неурожая хлебов в некоторых губерниях правительство приняло самые энергические меры к распространению посевов картофеля. Высочайшими повелениями, последовавшими в 1840 и 1842 гг., постановлено было:
1) завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля . для снабжения этим последним крестьян к будущим посевам,
2) издать наставление о возделывании, хранении и употреблении картофеля,
3) поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличающихся разведением картофеля.

Осуществление этих мероприятий встретилось во многих местах с упорным сопротивлением населения. Так, в Ирбитском и соседних уездах Пермской губ. государственные крестьяне как-то связали с предписанием общественных посевов картофеля идею о продаже их помещикам; разразился картофельный бунт (1842), выразившийся в избиении сельских властей и потребовавший для усмирения своего содействия военных команд, которые в одной волости вынуждены были даже пустить в ход картечь; по числу участвовавших в нем крестьян и обширности охваченного им района это — крупнейшее из русских народных волнений XIX в., которое и повлекло за собою репрессии, отличавшиеся обычною в то время жестокостью.

Русские люди опасались есть картофель, так как он ни где не упоминается в Библии.

Народ встретил принудительное нововведение бунтами. Уродливые клубни вызывали у людей отвращение. Но со временем россияне "распробовали" картофель, и он превратился в один из главных продуктов питания - "второй хлеб". Более того, Россия даже стала - и до недавнего времени оставалась - крупнейшим производителем картофеля в мире.

В общем правительство достигло своей цели: посевы картофеля привились настолько, что уже в 1843 г. правительство признало возможным прекратить разведение картофеля на общественных участках во всех тех селениях, где посевы его достигли одного четверика на душу, а в 1844 г. постановлено было сохранить премии и награды за посев картофеля. на полях и огородах только в восточных и южных губерниях, где он еще недостаточно распространился, в прочих же награждать лишь за посев картофеля на полях, а также за употребление его в корм скоту.

В видах упрочения культуры картофеля приняты были меры для расширения сбыта его приготовлением из картофеля. крахмала, патоки, муки, водки и тому подобного.

Надо обратить внимание и на то, что картофель в России распростронялся принуждением, как средство борьбы с голодом. Однако русские медики царской России, даже в начале 20 века считали, что картофель может спасти от голода, однако для приёма в пищу большого количества картофеля вредно и просто картофель сам по себе нельзя использовать как отдельное блюдо, а должен служить как гарнир и лучше всего к мясным блюдам. Питаться картофелем без мяса или овощей, медиками считалось, как крайне нежелательным.

Медицина ещё в прошлые века доказывала, что от вареного картофеля наступает ожирение как у людей, так и у скота. А вот сырой картошкой рекомендовалось кормить коров, это способствовало удою молока.

Интересно , что не смотря на то, что картофель в Европу был завезён из Южной Америки, там на исторической родине многие племена, его в пищу не употреблял. Однако, высокую цену ему знало племя Инков, которые ели картофель ещё до Рождества Христова и у них она ценилась на вес золота и картофель практически служил платой (деньгами).

Не менее интересный факт находим в энциклопедиях 19 века, где сказано, что картофелины, это вовсе не плоды, а почки растения .

Сегодня каждый третий картофельный клубень выращивается в Китае, ставшем "картофельным королем" планеты. Правда, возделанная там картошка далеко не всегда оказывается в кастрюле или на сковороде. Из нее, в том числе, производят и биоэтанол - альтернативное топливо для заправки автомобилей.

Благодаря высокому содержанию врагов микробов, а также калия и множества других полезных для организма соединений картофель успешно используется в производстве косметики и лекарств.

А еще из картофеля изготавливают водку. В Японии это "сётю", в Исландии - "бреннивин", в Великобритании - "чейз", в Германии - шнапс. В России, правда, водку предпочитают зерновую.

Само слово КАРТОФЕЛЬ уже на столько вошло в нашу жизнь, что нам кажется, что это слово чисто русское, но это не так. К нам это слово пришло от итальянского слова tartufo, tartufolo , что значит «трюфель»... от итальянцев слово заимствовали немцы = Tartuffel==, что на свой лад переделали вскоре как = Kartoffel== и из немецкого языка это слово пришло в русский язык.

Однако в старой России, когда картофель уже завезли и русские люди этого западного слова не знали, они назвали картофель = Земляное яблоко= так картофель в старину и называли в России , земляным яблоком.

Картофель на разных языках мира звучит совершенно по-разному:
латинский - Solnum tubersum
английский - potato (очень похоже практически по испански, итальянски, шведски, турецки и гречески)
по немецки и датски - Kartoffel
По французски - pomme de terre (и дословно это переводится "яблоко из земли")/
Если говорить о славянских языках и тут нет одного единого слова:
Картоф - болгарский
Бульба - белорусский
Земняк - польский
Брамбор - чешский
Кромпир - сербский и словенский, похоже и хорватский.
Вот таким интересным словом как ==хартаабха== называют картофель буряты.
по венгерски - бургоня.
по казахски - картоп
У трёх Прибалтийских республик картофель звучит тоже непохоже:
kartul - в Эстонии
bulvė - в Литве
kartupelis (картупелис) - в Латвии

Сладенькая история Латвийского "Счастья"



LAIMA - в переводе с латышского на русский язык, это значит "СЧАСТЬЕ".

Бренд: Laima
Слоган: Выбирай Любовь
Отрасль: пищевая промышленность
Продукция: конфеты, батончики, зефир, печенье и пр.
Год рождения бренда: 1870
Владелец: Фабрика Laima

Laima — известное латвийское предприятие по производству шоколадных изделий. В настоящий момент снова принадлежит латвийским предпринимателям.





История фабрики Laima, сохранившей старинные традиции изготовления шоколада, уникальна. Laima - одно из редких кондитерских предприятий в Европе, где полностью выполняются все этапы переработки бобов какао в шоколад. Шоколад здесь изготавливается только из высококачественных бобов сорта Форастеро, произрастающего в Гане. Особые приемы обжарки и помола этих бобов обеспечивают неповторимый вкус и аромат, присущий только шоколаду Laima.


В настоящее время Laima - крупнейший и самый известный производитель кондитерских изделий в Балтии, эскпортирующий свою продукцию в 27 стран мира.



http://i.otzovik.com/2015/02/10/1775924/img/69892716.jpg


Основоположником кондитерского производства в Латвии считается немец Теодор Ригерт (Theodor Riegert). Накопив большой профессиональный опыт во время путешествий по разным странам, он в 1870 году открыл в Риге, на улице Заля, фабрику по изготовлению шоколада. С годами фабрика Ригерта стала одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в прибалтийских странах и даже в необъятной России.
http://www.mega-olimp.ru/produkciya/photo/laima/assorti_tem_chocolate_max.jpg


Спрос в сладкой продукции в Риге возрастал, и со временем у Ригерта появился серьезный конкурент – основанная в 1881 году фабрика Гегингера, производившая широкий ассортимент пищевых продуктов: от сладостей до рыбных консервов.

"Вот прошло уже больше двадцати лет со времен распада СССР, но вкус продуктов фабрики Ригерта , выпускавшихся в стране Советов под брендом "Узвара", до сих пор стоит у меня во рту".




"Взять хотя бы карамель, выпускавшуюся фабрикой "Uzvara". Карамель "Молочная капля" ценой 1 рубль и 19 копеек. Знаете какой срок годности должен быть у продуктов произведённых из натуральных компонентов? Один месяц!".

"А карамель "Рижская смесь" тоже фабрики "Uzvara"! Цена рубль тридцать восемь. Ну как, слюни ещё не потекли? 😊

К слову, рижская кондитерская фабрика "Uzvara" (в переводе на русский "Победа") вела свою историю с 1881 года, когда была основана компания "L. W. Goegginger ", выпускавшая печенье, шоколад, конфеты и другие сладости.

https://www.retrobode.lv/image/cache/data/July%202014/July%202/DSC_0056-800x800.JPG


В 1881 году была основана и Рижская консервно-конфетная фабрика L.V.GOEGGINGER, находившаяся в Риге по улице Спорта 2, где и в наши дни расположена крупнейшая компания по производству сладостей LAIMA. В ту пору фабрика выпускала конфеты, шоколад, бисквиты и различные консервы. Владела предприятием Людмила Гегингер. Уже в конце XIX века и в 20-е годы ХХ века изделия фабрики были отмечены множеством медалей, включая "Grand-Prix" международных выставок в Лондоне, Париже и Риме. В начале ХХ столетия фабрика выпускала около 900 различных наименований сладостей, например, шоколадные плитки, конфеты, фигурки, шоколадный порошок, марципановые изделия, фруктовые мармелады, карамель, леденцы, драже, пастилу и торты.

В 1940 году фирма была национализирована и переименована в "Uzvara". В 1994 году фабрика была приватизирована и поглощена компанией Laima, а в 2000 году прекратил существование и сам советский кондитерский бренд "Uzvara".

Наверняка многие и в России помнят замечательную карамель "Uzvara" в изящных жестяных баночках, в которых после съедания конфет было удобно хранить разные мелочи.

https://otvet.imgsmail.ru/download/u_fe4086dbd4ed0a0270f64cf4c870c06e_800.jpg



И все же самыми излюбленными для жителей Латвии буржуазного периода были изделия предпринимателя латышского происхождения Вильгельма Кюзе, создавшего свое производство в 1910 году. Благодаря высокому качеству продукции и умелой рекламе, В. Кюзе удалось создать из маленькой кондитерской крупное стабильное предприятие – Staburadze. В. Кюзе даже называли кондитерским королем Латвии.
http://www.telegraf.lv/upload/picture/picture/2011_01/128514/laima-konfeti-article.jpg?1296067145


В 1921 году на улице, которая сегодня называется улицей Миера, появилась еще одна кондитерская фабрика, позднее получившая название Laima. Фабрика росла, расширялась и к 1930 году уже насчитывала 500 работников. Продукция фабрики Laima экспортировалась во Францию, Англию, Египет, Ливан, Палестину и другие страны. Во второй половине 30-х годов владельцы фабрики решили покинуть Ригу. В 1937 году правительство Латвии приобрело акции предприятий Rigerts и Laima и объединило их. Поэтому принято считать, что традиции шоколадного производства Laima были заложены в 1870 году, когда была создана фабрика Ригерта.


http://www.baltic-course.com/rus/drugie_otrasli/files/multi/2010-12/101202_laima.jpg

В 1940 году, когда Латвия утратила независимость, частные промышленные предприятия и государственная собственность перешли в руки Советской власти. Все предприятия были национализированы, фабрику Гегингера переименовали в фабрику Uzvarа, предприятие Staburadzе, принадлежавшее Кюзе, – в фабрику 17 июня. Uzvara начала производить карамель, большими партиями отправляя ее в Россию. Фабрика Staburadzе изготавливала печенье и торты, Laima специализировалась на производстве шоколада и шоколадных изделий.


http://i5.otzovik.com/2016/06/15/3443492/img/63034962.jpeg


В 1993 году Laima, а в 1994 году и Uzvara были приватизированы и из государственных предприятий превратились в частные акционерные общества.

В январе 1998 года АО Laima объединились с АО Uzvara, при этом сохранилось название АО Laima и две торговые марки - Laima и Uzvara.


http://old.nasha.lv/newsimages/image-17-24/1023dbdfbf249d6fa173b7ee1bdf6b.jpg

Сегодня Laima – самая узнаваемая кондитерская торговая марка в Балтии, олицетворяющая историю развития кондитерского производства в Латвии на протяжении нескольких столетий. Недавно Laima отметила 140 годовщину со дня основания предприятия. За долгие годы своего развития Laima стала легендарным кондитерским брендом, объединяющим старинные традиции и инновации. Изделия, произведенные по рецептам старых мастеров, наряду с новыми изделиями неизменно пользуются повышенным спросом.
http://s1v1.irc.lv/files/1/0/0/111/NDfeUV3o.jpeg


ИСТОРИЯ РИЖСКИХ КОНФЕТ "СЕРЕНАДА"

Что касается «Серенады», то в 2010 году она торжественно отметила своё 73-летие, а сотрудница информационного отдела предприятия Рита Воронкова даже поведала журналистам русскоязычной рижской газеты «Час» весьма романтическую легенду о том, что некогда (в 1930-е годы) кондитером на фабрике работал молодой парень, влюблённый в симпатичную девушку, жившую неподалёку, но у него не хватало смелости признаться ей в своём чувстве, поэтому он разработал рецепт шоколадной конфеты и назвал его «Серенадой», продемонстрировав то, что он выражает своё чувство не в словах, а в шоколаде. Первые конфеты под названием «Серенада» были в необычной упаковке, на которой было изображено южное залитое солнцем небо, раскидистые пальмы и пёстрые райские птицы. Впоследствии упаковка поменяла свой оригинальный исторический дизайн и стала нежно-голубого цвета. Современный дизайн упаковки является уже девятым или десятым по счёту. В 2007 году, когда сорт «Серенада» отметил своё семидесятилетие, на упаковке появилось изображение печального Пьеро, однако это произошло не впервые – Пьеро уже был прописан на обёртке одной из самых любимых рижских конфет несколько десятилетий назад.

http://manoakcija.lt/upl/items/17608-7608-saldainiams-ir-sokoladui-laima.jpg
https://img.tourister.ru/files/3/8/2/7/2/3/7/clones/700_500_fixedwidh.jpg



http://thebestpackaging.ru/wp-content/uploads/2012/11/4c51df88e18c2109186a0a8a39ca2a0e.jpg

http://www.napitkimira.com/upload/iblock/8b8/8b81d493f6a2daf7b13334506850b94e.png

Из воспоминаний Александра Вертинского, на духовные темы

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Vertinsky.jpg

21 марта 1889 года родился Александр Николаевич Вертинский -

выдающийся русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.

Нас интересовали пещеры. Глубоко под землёй, пересекая даже русло Днепра, шли бесконечные пещеры-катакомбы, вырытые когда-то первыми христианами, которые спасались от языческих гонений. Вырывшие их там жили, там же и умирали, там и погребались. Постепенно православная церковь причислила некоторых из них к лику святых. В узких тёмных коридорах, вырубленных в граните, по правой стороне, одна за другой шли гробницы с дощечками и именами святых. Их мощи были, по-видимому, набальзамированы в своё время, обтянуты сверху красным кумачом и находились в маленьких нишах, тускло озарённых лампадками. Верующие богомольцы прикладывались к ним, целуя кумач, и клали сверху медяки на свечи угоднику.

Вот эти‑то медяки и были предметом наших вожделений. Но как украсть их? Обычно процессию паломников сопровождал какой‑нибудь монах со свечой (в пещерах было темно). Люди крестились, молились, а потом нагибались и целовали мощи. Вот тут‑то мы и придумали трюк. Нагнувшись к мощам и делая вид, что мы их целуем, мы набирали в рот столько медяков, сколько он мог вместить. Отойдя в сторонку, мы выплёвывали деньги в руку и прятали в карман.

Брр! До сих пор не могу вспомнить без отвращения! И на что только не способны мальчишки! Из пещер мы выходили с карманами, набитыми деньгами, и сразу накупали пирожных, конфет, папирос и очень весело проводили время.

Вот каким босячьем мы были! Несколько позже монахи, наконец, сообразили, в чем дело. Нас, гимназистов, они вообще перестали пускать в пещеры, а уж если пускали, то следили в оба.

В монастырской трапезной бесплатно выдавали постный борщ из капусты и чёрный хлеб. Этот вид человеколюбия и милосердия богатая лавра могла себе позволить. А за три копейки можно было купить пирог. Большой пирог! Настоящий «брандер», как мы его называли. Что за дивный вкус был у пирогов! Одни были с горохом, с кислой капустой, другие — с грибами, с кашей, душистые, тёплые, на родном подсолнечном масле. Они доставляли огромное наслаждение. Одного такого пирога было достаточно, чтобы утолить любой голод.

Впрочем… есть тогда очень хотелось!

По субботам и церковным праздникам в нашей маленькой гимназической церкви пел хор, составленный из учеников, Я почему‑то не попал в него, хотя у меня был неплохой дискант и хороший слух. Вероятно, меня не взяли за поведение. А я так мечтал об этом. Каждую субботу и воскресенье мы, гимназисты, выстроенные попарно по классам, стояли навытяжку посреди церкви. На правом клиросе — наше начальство и прихожане, а на левом — хор. Спина и плечи немилосердно болели, мы переминались с ноги на ногу и часто бегали в уборную покурить и отдохнуть. Отстоять всю церковную службу было нелегко, а сесть нельзя было, да и негде.

Великим постом хор пел особенно хорошо — как‑то по-весеннему звонко и радостно, точно стая молодых жаворонков. Мы стояли, зачарованные этим пением, и смотрели не отрываясь на правый клирос. Там находились «приходящие». Это были родители и сестры наших товарищей. Главное — сестры.

Непреходящей мечтой моей было стать церковным служкой. Ещё в раннем детстве, ужаленный красотой богослужения, я мечтал попасть в их число. Но судьба долго не улыбалась мне. И вдруг однажды на уроке закона Божьего отец Троицкий спросил:

— Кто из вас может выучить наизусть шестипсалмие, чтобы прочесть его завтра в церкви?

Я поднял руку. Я мог выучить что угодно в несколько минут. Читал я довольно хорошо, ибо уже тогда во мне были все задатки актёра.

— Ну, попробуй!..

Я взял в руки книгу псалмов и с чувством, толком и расстановкой прочёл её единым духом от доски до доски, не жалея красок и интонаций. Батюшке понравилось моё чтение.

— Молодец, — похвалил он. — Приходи завтра пораньше в алтарь, выберешь себе стихарь.

Итак, моя мечта сбывалась! Стоит ли говорить, что я не спал всю ночь. К утру я знал шестипсалмие назубок. Придя вечером в церковь за два часа до начала службы, я прежде всего бросился примерять стихари. Увы! Ни один из них мне не годился. Я был долговяз и худ, а стихари были сшиты на обычный рост и едва доходили мне до колен.

— Читай без стихаря, — сказал батюшка.

Но какой же интерес это представляло для меня? Я со злостью швырнул стихари куда‑то в угол и сказал:

— Пусть вам монахи читают!

И ушёл.

Однажды цыгане попросили Ивана Мазжухина быть крёстным отцом. Иван согласился. Был приглашён и я.

На другой день часов в пять вечера мы приехали в церковь на Рю Дарю. Была зима. Церковь стояла нетопленой и пустой. Десяток восковых свечей освещал тёмные лики угодников. Дьячок хрипло кашлял в алтаре, прочищая голос. Цыгане пошли торговаться со священником, а мы с Иваном переминались с ноги на ногу, озябшие, плохо выспавшиеся.

Иван злился. Он не любил семейных праздников. Отказаться ему было неловко, но настроение у него было сильно испорчено. К тому же, пока разыскивали магазин, где можно было купить крестильную рубашечку и крест, мы окончательно замёрзли.

Около нас крутился мальчишка-подросток лет четырнадцати.

— А где же ребёнок? Кого крестить? — мрачно спросил Иван.

Подросток взглянул исподлобья и нехотя процедил:

— Я ребёнок! Меня и крестить!

Иван сразу развеселился.

— Водку пьёшь? — неожиданно спросил он.

— Пью!..

Мы взяли «ребёнка» за руку и пошли напротив, в ресторанчик «Петроград». Там нам налили три большие рюмки и дали пирожков. Подкрепившись, мы вернулись в церковь. Все было готово к обряду. Посреди церкви стояла купель, окружённая горящими свечами.

— Раздевайся! — приказал отец.

«Ребёнок» нахмурился.

— Не полезу я в неё! — твёрдо заявил он. — Холодно!

Никакие доводы, увещевания и подзатыльники не помогли. Пришлось ограничиться окроплением головы и помазанием.

— А как же рубашечка? — ехидно спросил я Ивана.

— Останется для моих будущих детей! — серьёзно ответил он и спрятал её в карман.

Крестник, получив крест, долго его рассматривал, будто не веря, что он золотой. Для большей достоверности он даже попробовал его на зуб.

После крестин мы сели в машины и поехали к цыганам. Они жили за городом, снимая старый особняк где‑то в лесу. На втором этаже в большой столовой был накрыт огромный стол, ломившийся от яств и напитков. Приглашённых было множество. Цыгане по широте души позвали всех знакомых. Тут были и музыканты, и художники, и журналисты.

Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла её икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцелённые от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С неё начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской. Там всегда было жарко и душно. Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами, например, или в ожидании денег от родителей я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники.

Кого-кого только у неё не перебывало! И старые генералы, недовольные пенсией, и толстые москворецкие купчихи, не любившие своих мужей, влюблённые в молодцов-приказчиков, и модистки, отравленные романами Вербицкой, и пожилые актёры, не получившие ангажемента на сезон, и дельцы, и комбинаторы, и жулики. Все несли Иверской свои горести и мечтания. Все верили, что она поможет. Услышит их мольбу. Такова была сила веры!


История Рижского бальзама

http://alcofan.com/wp-content/uploads/2013/07/rizhskij-chernyj-balzam.jpg

Этот легендарный бальзам из Латвии очень популярен в России. Его изобрел еврейский аптекарьиз Латвии Абрахам Кунце.

Предпологается, что Абрам Кунце прибыл в Россию в первой половине 40-х годов XVIII века из Германии или из Польши, а первоначально его профессия была книгопродавец. В этот же период с лёгкой руки императрицы Елизаветы Петровны городское управление издает ряд мер, касающихся деятельности аптекарей и изготовителей снадобий — эти правила определяли стоимость лекарственных препаратов, а также регламентировали количественные нормы реализации товаров (в том числе и спирта, продажа которого была прерогативой фармацевтов). Абрам Кунце также вынужден подчиняться законам по регламентации деятельности аптекарей. Аптека середины восемнадцатого века — абсолютно универсальное место, где производились хирургические операции, где человек мог просто постричься и побриться, выпить оздоровительного сиропа, приобрести любую из лекарственных настоек, выбор которых был практически неограниченным: можно упомянуть, что в аптекарском уставе 1685 года упоминались 306 лекарственных растений, а также 62 сорта консервов и 55 сортов конфет. Уже в 1762 году Кунце, заботившийся об успешности своего фармацевтического проекта, создал посвященное изобретенному им продукту рекламное объявление следующего содержания: ==
Он полезен в различных случаях как от лихорадки, желудочных колик, зубной и головной боли, ожогов, обморожений и вывихов, так и при опухолях, ядовитых укусах, переломах рук и ног, особенно при закрытых, колотых и рубленых ранениях. Опаснейшие ранения он излечивает за пять, самое большее за шесть дней.==

Бальзам распространялся вполне легальным демократическим способом за приемлемую цену: по 2 талера за 1 штоф в доме носильщика соли Валта, который располагался у не сохранившихся до наших дней Карловых ворот. Продавал целебную жидкость сам Кунце, приспособившийся зарабатывать деньги на своем полезном изобретении, хотя тогда ещё оно было одним из многих подобных. Поэтому бизнес Кунце до поры до времени не процветал. Бальзам распространялся в емкостях в 1,2 литра, что позволяет предположить, что снадобье представляло собой нечто промежуточное между лекарственным средством и горячительным напитком.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Riga%2C_d%C5%AFm_v_centru.jpg/330px-Riga%2C_d%C5%AFm_v_centru.jpg

Также бальзам распространялся в одной из старейших в городе аптек, находившихся в Доме Менцендорфа, где в настоящее время существует музей, но не бальзама, а музей, экспозиция которого имитирует стиль жизни немецкого бюргера середины-конца XVIII века.

С 1752 года напиток поставляется в Европу и США.

 
Вскоре в судьбе производителя травяного лечебного напитка с «законспирированным» рецептом происходит важное событие: в Ригу приезжает новая государыня императрица Екатерина II в целях ознакомительной поездки с ностальгическим оттенком. Рига была первым городом России, который встречал Екатерину Вторую в 14-летнем возрасте, когда та направлялась из княжества Анхальт-Цербст как племянница Елизаветы Петровны и как наследница российского престола. Императрица намеревалась реформировать городское управление, которое в «просвещенном» веке ещё основывалось на средневековых стереотипах и феодально-аристократических традициях. Именно во время остановки в доме одного ратмана она испытала серьёзные боли в животе (по другой версии резкую головную боль). В любом случае, императрица столкнулась со внезапными проблемами со здоровьем, и ее лечащий врач англичанин Рожерсон не мог оказать ей помощь, хотя был использован весь спектр лекарственных средств, находившихся в походной аптечке. Тогда же бальзам Кунце оказался востребован, и судьба аптекаря, который предложил свою помощь Рожерсону, повисла на волоске. Императрица благополучно поправилась и оставила о чудодейственном «эликсире» хвалебный отзыв, который послужил безупречной рекламой в условиях тогдашней ожесточенной конкуренции между аптекарями, работавшими в большом количестве в Риге. Увидев положительный эффект, она подарила Кунце право на производство напитка в Российской империи. Правда разрешение на Рижский бользам было дано только на его изготовление в 16 градусов!

Этот рецепт и стал основным кунцевским рецептом, в то время как остальные его разновидности «разошлись» по десятку фармацевтических обществ, которые контролировали немецкие предприниматели. К тому времени был разожжен спор о монополии на целебный черный бальзам, который спровоцировал как судебную тяжбу, так и большое количество кляуз, поданных Екатерине и высшим судебным инстанциям страны. В качестве оппонента немецким фармацевтическим компаниям того времени выступил русский предприниматель Сергей Лелюхин. Сперва конкурент кунцевской семьи попытался заняться реализацией напитка в корчмах, однако вскоре был вынужден прекратить продажу: вышел закон о запрете торговли бальзамом в увеселительно-развлекательных и питейных заведениях. Тогда предприимчивый торговец открыл собственное производство напитка, не выкупив патент у семьи Кунце, видоизменив его название: вместо «Рижского бальзама» вскоре появился «Рижский белый бальзам», что было хитроумным шагом со стороны бизнесмена. Вскоре спор перешел на новые плоскости: Иван Андреевич Крылов, около 2 лет служивший начальником канцелярии в Риге, получил несколько жалоб от предпринимателей по поводу прав на изготовление чудо-лекарства, в которых акцентировалась тема узурпации бренда конкурентами. «Сражение» за бальзам официально длилось с 1789 до 1807 года, когда появилась и «желтая» его разновидность (цвет возникал, когда к классическим ингредиентам добавляли шафран и имбирь). Сам бренд «Рижский черный бальзам» возник лишь в середине девятнадцатого века.

Немецкие фармацевты не сдались так просто и добились удивительно изящного разрешения: Лелюхин, дела которого со временем пошли в гору, приобрел, казалось бы, выгодное право торговать бальзамом по всей России, тогда как немцам «была оставлена» «незначительная» Лифляндия, что не могло устраивать семью Лелюхина, который боролся за обладание именно местным рынком сбыта. В эпоху Наполеоновских войн потребность в согревающем и оздоровляющем напитке резко возросла у участников военных действий; пользовались спросом оригинальные компрессы на основе рижского бальзама и уксуса, которые, как свидетельствуют современники, помогла при колото-резаных ранах, способствовали их скорейшему заживлению.

1860 год принес кунцевскому изобретению почетную первую премию на торгово-промышленной выставке в Санкт-Петербурге; сразу после этого за ним закрепилось брендовое наименование «Рижский черный бальзам». Из аптек напиток перекочевал в винные магазины и стал распространяться уже как чистый алкогольный напиток, а его целебные свойства стали восприниматься как нечто факультативное.

Дата смерти самого Абрама Кунце неизвестна.

В 1939 году рецепт бальзама был утерян, восстановить его удалось только в 1954 году, тогда же наладили массовый выпуск напитка на рижском заводе ликероводочных изделий (сейчас предприятие называется Latvijas Balzams).

Во времена СССР у советских граждан фактически не было альтернативы Рижскому бальзаму, поэтому достать его было непросто, а поставить на стол перед гостями – очень престижно. Но даже сейчас, когда ассортимент бальзамов огромен, он не теряет своей популярности благодаря высокому качеству.

Рижский бальзам выпускается в специальной керамической бутылке, защищающей содержимое от негативного воздействия солнечных лучей. В его состав входит 24 ингредиента, основными являются:


  • подготовленная вода;

  • зерновой этиловый спирт высшей очистки;

  • бальзамное масло;

  • коньяк;

  • малина;

  • имбирь;

  • черника;

  • брусника;

  • сахар;

  • медовый ароматизатор;

  • растительные экстракты.

Точная рецептура и состав держится производителем и по сей день в секрете.

Врачи советуют выпивать в день не больше 150 мл бальзамов. Превышение этой дозы приводит не только к сильному опьянению, но и к проблемам с кишечником (сказывается воздействие трав в составе).

В чистом виде. Бальзамы могут быть аперитивами или дижестивами: подаваться на стол до или после еды. В чистом виде их принято пить из ликерных рюмок небольшими глотками. Отличным дополнением к бальзаму будет хорошая сигара. Закуска не нужна, поскольку любые блюда перебивают приятное послевкусие трав.

С чаем и кофе. Всего 1-2 чайные ложки бальзама сделают вкус обычного чая или кофе неповторимым. Одна чашечка подобного напитка поднимает тонус, улучшая настроение. При этом человек не пьянеет. Положительный тонизирующий эффект еще заметнее, чем в классическом сочетании кофе с коньяком, о котором знают все.

С другими спиртными напитками. Этот метод очень популярен на Западе, но о нем мало знают у нас. Чтобы даже обычная водка кардинально изменила вкус достаточно влить в нее 3-4 капли бальзама. Этот же фокус можно проделать с коньяком, джином, виски и вином. При смешивании получаются очень оригинальные сочетания.

Однако, Рижский бальзам не является самым популярным бальзамом в мире, а по рейтингу занимает почётное 7 место.


Самые популярные бальзамы в мире:


  • 1. Биттнера (Швеция);

  • 2. Маурера (Швеция);

  • 3. Шведская горечь;

  • 4. Егермейстер (Германия);

  • 5. Кампари (Италия);

  • 6. Уникум (Венгрия);

  • 7. Рижский (Латвия);

  • 8. Абботс (США);

  • 9. Карельский (Россия);

  • 10. Бурятия (Россия)

  • 11. Парне (Россия).

14 августа. Медовый Спас

http://posovetyem.com/sport_pitanie/oren_b_21460.jpg

«О, если бы народ Мой слушал Меня... Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы» (Пс. 80:17)

В Библии есть много мест, говорящих о меде. Когда Господь выводил евреев из Египта, Он говорил, что введет их в землю, где течет молоко и мед. Почему именно мед, а не что-нибудь другое, и какое значение это имело для израильтян? Или это просто поэтическая форма, как в книге Песни Песней Соломона: «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим...»? А может быть, это была не метафора, а Господь конкретно говорил о молоке и меде, как продуктах питания для Израильтян? Господь не один раз говорил об этом: «...и вывести его из земли сей в землю, ...где течет молоко и мед...» (Исх. 3:8.) «И рассказывали ему и говорили: ...в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» (Чис.13:28.).

Может быть, древние люди не придавали особого значения тому, что употребляли в пищу?

Конечно, они ели все, что давала природа, все, что разрешил Господь употреблять в пищу. Но мед играл особую роль. Правда, его никогда не приносили в жертву — в ней сладость неуместна, но как дар, подарок — приносился в особых случаях, как нечто дорогое. «Израиль, отец их, сказал им; ...и отнесите в дар тому человеку несколько... меду» (Быт.43:11). «И меду, и масла, ...принесли Давиду и людям ...в пищу...» (2Цар.17:29). «И возьми с собой кувшин меду...» (3Цар.14:3).

В сегодняшнем мире, когда ощущается острый дефицит натуральных продуктов, диетологи вдруг вспомнили о меде, может быть потому, что сам Господь через пророка Исаию сказал о будущем: «...маслом и медом будут питаться все» (Ис.7:22). Древние, конечно, не знали состава меда и молока, как знаем мы теперь. Они просто ели и благодарили Бога. Разводить пчел они еще не умели, да и не было никакой необходимости, потому что было много диких пчел, и Господь: «питал его медом из камня (скалы)» (Втор.32:13). «И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мед» (1Цар. 14:26). Это была земля, где подлинно на скалах и в лесу было много меда. Пчеловоды знают, что пчелы не обращают внимания на мед, который будет течь из скалы или даже пролит на крышку улья. Все их внимание сосредоточено на цветках, источающих аромат нектара, и они трудятся до поздней ночи. Трудолюбие пчел даже вошло в пословицы и поговорки.

Трудятся пчелы так дружно и охотно, как отражают нападки своих врагов: «и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас...» (Втор. 1:44). В Библии есть указание на мед, и не просто на мед, а на сотовый мед. Тут существенная разница. Просто мед — это жидкий мед, который наливали в кувшины, а сотовый мед — это прежде всего воск, из которого состоят соты, это забрус (крышечки) которыми пчелы запечатывают мед в ячейках, это прополис, которым полируются ячейки перед заливкой медом, это зернышки пыльцы в меду и перга (пчелиный хлеб). Иными словами, если говорить о сотовом меде, нужно говорить обо всех продуктах пчеловодства, а они уникальны уже потому, что их сделать невозможно, потому что их производит пчела.

Пророк Исаия говорит о грядущем Мессии Иисусе Христе: «Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:15). Молоко — продукт, особенно необходимый детям для развития мозга. А мед — это не только сладость, но и необходимый продукт питания, так как имеет в своем составе все необходимые элементы для нормальной деятельности желудочно-кишечной и кроветворной системы. Дети, получающие молоко и мед в достаточном количестве, растут здоровыми и добрыми.

Все же, сколько нужно меда в день, для ребенка и взрослого? Одной столовой ложки достаточно, но нужно рассасывать маленькими дозами, как леденец, стараясь, чтобы он максимально усвоился слизистой полостью рта и гортани. Для взрослых и больных — в три раза больше. Не верите? Проверьте. Если есть забрус (восковые крышечки) нужно его жевать как можно дольше. Так, наверное, делали еврейские дети, когда их отцы приносили мед, который был в изобилии в этой стране. «Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Пр.25.16). Этот стих говорит все-таки о норме: «Нехорошо есть много меду...» (Пр. 25: 27).

14 августа мы несём в Церковь мёд. Однако мы должны осозновать, что Церковь помогает нам не через мёд, а через нашу молитву и веру. Церковь не освящает мёд, а только благословляет его на вкушение от нового уражая, а потому это не освещение, а благословение мёда и порой для благословение несётся в храм чисто символическое количество мёда.
Освещается в Церкви только Пасхальные кулича и яйца, вся другая снедь в другие праздники только благословляется и ни какой священной силы не имеет. А потому свою молитву и веру приносить в храм куда вожнее для нашей пользы, чем выполняя какой-то ритул приносить мёд и надеяться, что этот мёд нас спасёт для жизни вечной или нас исцелит от душевных и телесных недугов.
Да, без сомнения мёд, это лекарство, но об этом мы уже говорили выше!

Великий четверг

Артбарва - онлайн галерея сучасного мистцецтва.

Великий Четверг Страстной седмицы посвящен воспоминанию событиям Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, Гефсиманского моления и предательства Иуды.

В этот день в традиции всех христиан принимать причастие. Ведь ещё Христос сказал : "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне прибывает" и  "Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе".

Эта литургия особая, это как прощание Христа с учениками, после чего Его предают на суд и на смерть, что уже вспоминается вечером.

В этот день освещается святое миро, которым один раз в жизни  помазывают крещаемых.

В этот день после литургии освещают Четверговую соль, которую используют в Пасхальной снеди для пасхальных яиц.


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/966/115966687_02SF180898_copy.jpg

Четверговая соль готовилась в Чистый четверг Страстной седмицы. Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть, и ставили в печи на самый жар или закапывали в пепел, и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время (и при прокаливании, и при истолчении) читая молитвы. Затем соль освящали в алтаре . Чёрный цвет соли — это искусственный цвет, в который поваренная соль окрашивается при запекании.

Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени. Соль принимали внутрь при различных недугах, делали натирание её раствором. Заболевшей скотине давали посоленный ею хлеб, либо разводили щепотку соли в поилке.

В Сибири соль, смешанную с золой, добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов.

Соль зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком , брали с собой, когда отправляясь в дальнюю дорогу, либо на войну.

В XIX веке яйцами с черной солью разговлялись очень многие. Кулинарный историк Вильям Похлебкин приводит показательный пример, как в Париже русские пытались найти хоть кого-нибудь, кто знал бы, как готовить соль: «В 1843 году русское посольство в Париже поручило ведущему тогда повару Франции г-ну Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и четверговую соль. Француз не смог, хоть и бился двое суток. Он просто не знал, что и как делать. Дали депешу в Баден-Баден, где были русские, и случайно нашелся человек, который сообщил рецепт».

Черную соль начали использовать повара в ресторанах молекулярной кухни, гурманы стали дарить ее как русский специалитет любознательным иностранцам, а уже в 2008 году участник популярного ток-шоу о здоровье Вадим Алексеев в прямом эфире рассказывал о целебности черной соли. Ее делала бабушка Вадима, скончавшаяся в возрасте 99 лет. Приглашенная врач-терапевт подтверждала, что «черная соль полезна абсолютно всем и не имеет противопоказаний».

Великий четверг, ещё называют "Чистым" и как правило в этот день верующие люди бегут в баню, моют окна и полы и т.д. Но ведь это, ужасное заблуждение. В чистый четверг мы все должны быть в храме и очищать покаянием свою душу перед причастием, а не заниматься домашней работой. Только для неверующих людей Великий четверг может превратиться в банный день и день домашний уборки..

Димитрий Ростовский о земледелии

http://www.museum.ru/imgB.asp?46846

Как-то в последнее время, в век электронных технологий стало модно получать образование банкира, программиста, юриста... А слова "колхозник", "крестьянин" и им подобные, стали словно чем-то позорным и унизительным.

Вот и на днях, один человек на украинском сайте оставил комментарий: "В Донецке такая экономическая ситуация потому, что там власть захватили "замлепашцы"! "Землепашцы", это конечно было образно сказано, но с каких пор такое слово стало "оскорбительным"? Можно прожить без газет, радио, компьютера, автомашины, но сможет ли кто прожить, если земля не даст нам хлеба и плодов земных? Может быть политики или банкиры не едят хлеб?

Очень интересную тему о замледелии в книге "Летопись миробытия" поднял православный святой , святитель Димитрий Ростовский во второй половине 17 века и думаю его слова поучительны и всем нам в 21 веке.



Святитель Димитрий Ростовский о земледелии.

«Из всех искусств самым нужнейшим является земледельство, которое и введено изначала Богом, когда Он создал человека» (Златоуст. На Второе послание к Коринфянам, гл. 7, беседа 15-я).

   Этот великий святитель называет земледелие первейшим и самым нужнейшим из всех искусств; первейшим потому, что оно в начале повелено Богом Адаму: «В поте, — сказано, — лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3:19); нужнейшим же потому, что всякому человеку хлеб прежде всего необходим для пропитания: необходим царям, князьям и владыкам столько же, сколько и нищим. Конечно, есть много и других различных искусств и художеств, нужных для человеческой жизни, но все они являются по отношению к земледелию служебными. Ибо кто из художников, хотя бы и премудрейших, не ищет хлеба?

  Еще же и потому земледелие достойно восхваления, что оно праведно, тогда как другие художества или занятия не без греха бывают: иные лгут, иные крадут, иные обольщают; земледелие же от таковых пороков чисто. Всякое другое занятие своего только художника кормит, а земледелие всех вообще питает, трудящегося и не трудящегося. О сколь многие даром хлеб едят — их исчислить невозможно! Различно разные люди питаются от неправедных прибытков: иной от грабежа и хищения, иной от воровства и разбоя, иной от насилования и мучительства, а иной от другого какого-либо небогоугодного промысла. Только земледелие от труда рук своих и от пота лица своего имеет свое пропитание праведное и богоугодное, так как оно никого не обижает, но только само ото всех терпит обиды, ибо столь многими налогами отягощается и насилуется сильными.

   И воистину дивно то, что такое занятие, первейшее, нужнейшее и праведное, считается бесчестным занятием у тех, которые привыкли тщеславиться своим благородством. Но чем бесчестно то занятие, в котором трудились первейшие и начальнейшие праотцы наши, от которых мы все произошли, праотцы Адам и Ной, — один пред потопом, а другой после потопа, Адам копая, а Ной вспахивая, возделывали землю. И что ты имеешь, о благородный, в рождении твоем более высокое сравнительно с земледельцем, кроме только имени твоего благородства? Ты из того же брения, как и он, и тот же, а не иной образ твоего рождения, каков и его, и в ту же землю и прах ты возвратишься, в какую и он, и даже слава благородства твоего во гроб и в ад с тобою не сойдет.

  В древних повествованиях находится то сказание, что и на царский престол от земледельчества возводились мужи достойные, которые благополучно и славно владетельствовали. Таков был Премысл Чешский, таков же и Пяст Польский. Но и в Ветхом Завете читаем о том же: не от земледелия ли Господь воззвал сильного мужа Гедеона для владычества и управления Своими людьми израильскими и показывает его славным победителем мадианитян? А святой пророк Илия не от плуга ли взял Елисея в пророки? Пусть же никто не унижает земледельцев в их худородии, ибо и из их среды происходят цари и святые угодники Божий! Хорошо преподобный Христа ради юродивый Симеон пред своею кончиною сказал другу своему диакону Иоанну, говоря: «Между простыми людьми, живущими в весях и обрабатывающими землю, которые, проводя жизнь в незлобии и правоте сердца своего никого не хулят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, между таковыми многие — великие святые; ибо я видел их приходящими в город, причащающимися Тела и Крови Христовой и бывающими как золото чистое».

Медовый Спас

"Господь вознёс народ свой на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы" - говорит пророк Моисей.

Медовым называют первый Спас ( 14 августа), потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Кроме того, лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Мёд отделяется пчёлами не из пищи которой они питаются, а собирается ими с пыли душистых цветов, которую они уносят с собой в улья и кладут в свои соты.

Священное писание повествует во многих местах, что ещё до Христова Рождества в Иудейской земле было много мёда. Библия в книге "Исход" называет Палестину страной, где течёт много мёда и молока.

Сам Иоанн Креститель в пустыни питался диким мёдом который собирался в отверстиях скал и в дуплах деревьев.

У древних народов молоко и мёд составляли главную пищу. Впрочем сегодня у бедуинов тоже. молоко и мёд, это повседневная еда.

В Южной Африке пчолы кладут свой мёд на поверхность утёсов и для сохранения покрывают его тёмным воском. Со временем этот воск каменеет и становится как камень. Путешественники делают надрез и просто высасывают мёд с отверстия. А потому и сказано в священном писании, что народ питается мёдом из камня.

А вот в жертвоприношения до Рождества Христова иудеями мёд не принимался. Это было сделано из-за различий между религиозными обрядами Евреев и язычниками приносящий своим богам в жертву мёд.

Мед это сладкая, вязкая, тягучая жидкость, которую производят пчелы из цветочного нектара. Кроме пчел некое подобие меда производят также и другие насекомые, но здесь речь пойдет о меде домашних пчел. Согласно трактатам, посвященным пищевым стандартам мед «должен являться чистым продуктом, что не предусматривает добавление в него какой-либо другой субстанции…сюда же входят вода и разнообразные сахарозаменители».

Мед намного более сладкий, чем столовый сахар, а также обладает замечательными химическими свойствами для выпечки. Кроме того, мед обладает особым ароматом, который так нравится многим людям, что они предпочитают мед сахару и другим сладким веществам. Мед может быть разного цвета: от светло-желтого до темно-коричневого и разной консистенции.

В меде концентрация сахара очень велика, эта специфика обуславливает его антибактериальное действие. Природные аэробные дрожжи также не могут быть активны в меду, так как влажность в меду для них сильно низкая. Показатель влажности в натуральном меде колеблется от 14 до 18 процентов. Так, до достижения отметки «18%» влажности ни один организм не может спокойно размножаться в меду. С другой стороны, в меде содержаться спящие эндоспоры бактерии Clostridium botulinum, которые могут стимулировать токсичные бактерии.

Изучение пыльцы и спор в сыром меде (мелиссопалинология) может дать точные данные о его происхождении. Так как пчелы подвергаются действию электростатического заряда, они подхватывают некоторые частицы. Опыление цветов, которое происходит благодаря пчелам, и является ключевым моментом для продолжения жизни на земле, также происходит благодаря статическому электричеству. Кстати, приемы мелиссопалинологии могут использоваться также и в изучении радиоактивных частиц, пыли или самого процесса загрязнения окружающей среды.

Мед добавляют в пиво и в водку (медовуха). Если в пиве более 30% меда, оно считается зрелым. Мед это самый лучший природный консервант.

Мед используют в фитотерапии и народной медицине для настоек, отваров и других средств, зато его не едят некоторые вегетарианцы. Те, кто полностью отказались от продуктов животного происхождения заменяют мед сахаром, нектаром агавы, рисовым сиропом или стевией. Однако, большинство вегетарианцев признает мед в своем рационе, и нередко он является самым популярным блюдом к чаю.

Во все времена мед проявлялся и в культурном контексте. Если в древней Скифии умирал вождь, то процессия вместе с телом несла и корзиночку с медом вплоть до места погребения. Мед присутствовал в погребальных обрядах египтян, а в более поздних культурах стал обязательным атрибутом праздников, как сладость или элемент спиртных напитков.

По народным приметам, на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени. Отцветают розы, падают холодные росы.

По народным поверьям, тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом – ни одна ведьма в дом не проникнет.

По народным традициям, в Медовый Спас принято помогать вдовам и сиротам, а всем женщинам в этот день прощаются все незамоленные грехи.

Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.

Новые колодцы во дворе в Медовый Спас освящают. Кроме вышеприведенных названий этого праздника, есть еще одно – Спас на воде. Это очень давняя традиция, освящать колодцы в этот праздник. Делается это для того, чтобы вода в колодце была всегда чистая, вкусная и полезная, чтобы в ней не было всевозможных болезнетворных бактерий. Из освященного колодца можно смело брать воду и не бояться подхватить какую-нибудь инфекцию.